Руны футорка

Raven Kaldera (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Большинство людей, работающих с рунами, предпочитают базовый 24-рунный скандинавский футарк — главным образом потому, что приобрести такой комплект гораздо проще. Я же всегда был из тех детей, которые требуют, чтобы в наборе было 64 фломастера, — просто из принципа; поэтому футорк поначалу привлек меня всего лишь тем, что рун в нем больше. Но когда я изучил его внимательно, сокровенные значения этих дополнительных рун взволновали и потрясли меня до глубины души. Эти руны темны, сложны и таинственны; значения их амбивалентны, и от них так и веет рёкками или йотунами, «темными богами» скандинавской мифологии. Я пользуюсь футорком много лет, и теперь уже не представляю себе, как бы я обходился всего 24 рунами.

Если атты футарка посвящены асам и ванам, то насчет дополнительных рун футорка мне всегда было очевидно, что они составляют атт Хель. Исключение— самая последняя, девятая из них: Гар, руна Одина.

В лингвистическом отношении скандинавские руны не очень-то подходят для древнеанглийского, равно как и для современного английского языка, потому что изначально они были созданы для письма на древнескандинавском. Англосаксонский футорк же гораздо проще приспособить для записи обычных текстов на английском, поскольку в нем содержатся руны для обозначения нескольких звуков, которых не хватает в скандинавском футарке.

Начнем с самого противоречивого из всех знаков рунического алфавита — с Эар (Ear), Руны Могилы. Она посвящена Хель, Владычице Смерти. Дом этой богини открыт для всех, а обликом она — наполовину прекрасная женщина, наполовину гниющий труп. Сама руна очертаниями подобна стойке для разделки туш, на которую подвешивают вниз головой убитое животное. Поскольку я живу на ферме и собственноручно забиваю и разделываю домашнюю скотину, этот образ вызывает во мне сильные чувства. Он напоминает мне обо всех, кто умирает, чтобы сам я и моя семья, племя и общины могли жить дальше.

Такова идея руны Эар. Подобно «Смерти» в картах Таро, Эар говорит о том, что смерти и утраты — тоже часть жизненного цикла. Чтобы одно выжило, другое должно умереть. Мы можем питаться только тем, что когда-то было живым. Даже растительная пища — и та вырастает на перегное, в который превратились другие растения. Жизнь сменяется смертью, а смерть порождает новую жизнь. Руна Могилы напоминает нам о том, что все проходит, все в этом мире непостоянно, но каждая утрата открывает новую главу истории… и сам этот цикл перемен — единственная константа, на которую можно рассчитывать с полной уверенностью. Могущество Хель абсолютно и неизменно вовеки, несмотря на то, что именно она несет в нашу жизнь вечные перемены.

Если вам выпала Эар, это значит, что ваша жизнь или какая-то ее часть нуждается в полной «перезагрузке». И это не совет, не рекомендация, а констатация факта: руна Хель не спрашивает вашего согласия. Это неизбежно случится, — говорит Эар, — потому что время пришло и потому что так дóлжно. А уж насколько мучительным это будет — зависит только от вашего отношения. Единственное, над чем вы здесь властны, по большому счету, — это над тем, как именно вы встретите грядущий удар судьбы.      

Однако та внутренняя смерть, о которой говорит Эар, — отнюдь не мгновенная гибель. Скорее, это долгое, медленное гниение — процесс постепенных, но неотвратимых перемен. Следовательно, в гальдре эту руну можно использовать как катализатор такого процесса, и особенно хороша она для чар, помогающих людям отпустить прошлое. Я давал ее как талисман людям, которые решили развестись и которым предстояло за следующие несколько лет научиться жить совсем по-иному, чем прежде.

Следующая руна — Ак (Ac), руна Дуба и дубового посоха. Очертаниями она подобна человеку, держащему в руке палку. Хотя оснований в источниках для этого не находится, но всякий раз, когда я использую эту руну, через нее ко мне как будто обращается Ангрбода, Ведунья Железного Леса, первая жена Локи. Дуб — одно из тех деревьев, которые в старину называли «железными», отчасти за мощь и стойкость, а отчасти потому, что в дубы часто расщеплялись и возгорались от удара молнии. Поэтому с дубом тесно связан Тор (равно как и другие боги грозы). Во многом это объясняется естественными причинами: из-за грубой коры и особого строения древесины дуб плохо проводит электричество, поэтому молния не может пройти сквозь него беспрепятственно, и дерево зачастую раскалывается в огненной вспышке. В связи с этим дубы в далекой древности почитали как подателей огня.

Ангрбода — йотунша, великанша; в видениях она является как высокая, невероятно сильная и очень решительная женщина. Дети ее не менее могущественны: Фенрис, великий волк, едва не сожравший весь мир; Змей Мидгарда, опоясывающий его своим телом; и Хель, Богиня Смерти. Испугавшись, что Локи и его жена наплодят еще больше чудовищ и в конце концов лишат его власти, Один тайно убил и сжег Ангрбоду. Говорят, что Локи нашел лишь пепел ее сердца, сгоревшего дотла, как сердцевина разбитого молнией дуба.

Если вам выпала руна Ак, это означает, что вы, заслуженно или нет, стали своего рода громоотводом для чужих страхов и гнева. Вам нужно собраться с духом и держаться стойко, как дуб, чтобы вынести все удары и не сгореть. Если всё это не убьет вас, вы станете сильнее. Ключевое слово руны Ак — Стойкость, чем она и отличается от другой «силовой» руны, Уруз/Ур. Ак — это дерево, прочно укорененное в земле, или высокая гора. Если в силе Ур есть что-то определенно «мужское», что-то от свирепого буйвола, сметающего все на своем пути, то в силе Ак чувствуется нечто более женственное (но вовсе не пассивное). Первую можно представить как неудержимый натиск, а вторую — как предмет, который невозможно сдвинуть с места.

Я использую Ак в целительном гальдре, наряду с Ур; а две эти руны, соединенные в вязь, отлично работают, если начертить их на теле человека (телесными жидкостями, а если вы с ним не в таких близких отношениях, то просто маркером) в тех местах, которым надо придать силу и выносливость. Когда мне предстоит долго ходить пешком, я рисую такую связанную руну себе на коленях, потому что они у меня ни к черту.

Следующая руна — Иор (Ior), руна Змея. Она очевидным образом посвящена одному из детей Ангрбоды — Йормунганду, Змею Мидгарда, самой огромной змее на всем свете, обвивающей своим телом Мидгард. Йормунганд — граница между Мидгардом и остальными мирами, и в этом — секрет его руны. В низшей октаве ее ключевое слово — именно Границы, и если Иор выпала вам в гадании, это может означать, что вам необходимо установить для себя какие-то границы. (В гальдре я использую ее как эффективное средства для установки границ, нередко — в составе связанной руны, куда входят также Эйваз — для обороны и Альгиз — для охраны. Такую вязь я давал созависимым людям, которым нужно было научиться ставить более четкие и устойчивые границы.) В высшей октаве Иор напоминает о том, что любая граница — это, в сущности, пограничное пространство, и стоять на границе — значит, быть причастным к обеим ее сторонам.

В отличие от Фенриса, пол которого — определенно мужской, и от Хель, которая со всей определенностью женщина, у Йормунганда с полом не все так однозначно. Некоторые воспринимают его как мужскую сущность, некоторые — как женскую. Определить пол змеи вообще очень трудно, и эти животные с древних времен ассоциировались с двуполыми божествами — Шивой, Дионисом, Ариадной, Афиной, Лилит, — а также с обновлением, возрождением и мудростью. Половая принадлежность Йормунганда — такая же скользкая, как его чешуя: я обратил внимание, что мужчины чаще чувствуют в нем мужское начало, а женщины — женское, поэтому лично я полагаю, что он/а относится к третьей категории — Ни То, Ни Другое и Оба Сразу.

Однако этот космический гермафродит окружает все сущее и служит границей целого мира. Быть одновременно и мужчиной, и женщиной — значит, обладать великой силой, потому что в этом состоянии ты причастен всему. Как заметил один мой знакомый бигендер, «я точно такой же, как и все… только больше». Чтобы объять собой все сущее, нужно объединить противоположности, потому что всякая противоположность — это разделение, а разделение противоречит задачам Йормунганда.

Тезис— антитезис. Черное— белое. Мужчина — женщина. Чтобы извлечь свое «я» из этой бесконечной войны противоборствующих сил, необходимо отказаться воевать в принципе и перейти в новое состояние, в точку, именуемую Синтезом. В этой точке начинаешь понимать, что на самом деле в тебе заключены оба полюса, и тем самым перестаешь принимать только один из них и демонизировать (и проецировать вовне) второй. Если вам выпала Иор, прекратите отождествляться с одной из сторон в идеологической борьбе и поймите, что вы находитесь по обе стороны баррикад одновременно, а, значит, можете охватить взглядом всю проблему в целости. Только после этого, рассмотрев ее со всех точек зрения, вы сможете найти правильное решение.

  Юр (Yr), Руна Лучника, связана с Аурвандилем, знаменитым лучником из скандинавских мифов. Иногда ее также описывают как Руну Руки — талисман ремесленников, что позволяет соотнести ее с братом Аурвандиля — Вёлундом, кузнецом, которого постигла печальная судьба. Но и в том, и в другом случае Юр остается руной Сосредоточения. Охотник целиком сосредоточен на своей добыче: чтобы это понять, достаточно лишь представить себе, как он стоит, натянув тетиву и прикрыв один глаз, всем своим существом сконцентрировавшись на цели… И в этом есть немало общего с сосредоточенностью вдохновенного художника или ремесленника, упрямо, неотступно, одержимо Творящего — час за часом, день за днем. И в том, и в другом случае речь идет о попытках уловить нечто ускользающее, нечто такое, что можно поймать лишь ценой предельного внимания, терпения и совершенной точности. Если вам выпала Юр, значит, в вашу жизнь входит именно такая сосредоточенность, на что бы она ни была направлена — на разрушение или созидание. «До сих пор ты был слишком рассеян, — говорит вам Мироздание. — Настало время дисциплинировать свое сознание».

 

Ос (Os) — руна Божьего Гласа, и за нее соперничают несколько богов. Иногда ее ассоциируют с Браги, божественным скальдом скандинавского пантеона, а иногда — с самим Одином в тех случаях, когда он говорит устами какого-нибудь человека. Кроме того, Ос родственна побратиму и заклятому врагу Одина — Локи-Трикстеру. Общее между тремя этими богами — то, что они олицетворяют различные способы изречения божественных истин человеческими устами. Скальд или бард пробуждает в слушателях новые чувства своими речами или пением. Голос прорицателя нередко бывает невнятен: толпа ждет от него откровений о настоящем, а он вещает о будущем; но, тем не менее, он помогает людям соприкоснуться с тем, что называют Вод, — с божественным сознанием.

Однако Божий Глас может пройти через вас и еще одним путем — путем Трикстера. Иногда этот голос вкрадчив, полон соблазна и способен убедить эскимоса в насущной пользе холодильника, а иногда — неуправляем и внезапен, как голос шута или дурачка, который спрашивает «почему?», когда предполагается, что никто не должен даже замечать неладного и уж тем более — задавать какие-то вопросы. Локи дурачит богов своими проделками, однако он же — единственный, кто честно указывает на их недостатки.

Если вам выпала руна Ос, это значит, что вы должны Пустить в Ход Слова… и слова эти должны идти из самых глубин вашей души. Вы должны сказать правду вслух, даже если это превратит вас в изгоя. Разумеется, вам дозволено выразить ее достаточно осторожно, чтобы люди охотнее к вам прислушались, но при этом вы не должны поступиться истиной ни на волос. Смотрите на это так, что Власть Предержащим сейчас нужно донести до людей определенную весть, а вы — те самые уста, которые им нужны, чтобы эту весть высказать.

Очертаниями Ос напоминает жестикулирующего человека — оратора, протягивающего руки навстречу слушателям. В гальдре Ос применяется как талисман для улучшения коммуникации и речевых способностей. Эта руна может помочь на собеседовании, при выступлении с докладом, в преподавании и вообще в любых ситуациях, где нужен хорошо подвешенный язык. В отличие от других рун, Ос только радуется, когда ее съедают; на память приходит миф о том, как Идунн вырезала руны на языке Браги, чтобы тот обрел красноречие. Сам я рисовал руну Ос кетчупом и горчицей и прямо у себя на языке, и на сэндвиче, который потом съедал. Кроме того, я пек печенье, на котором вырезал ее ножом.

Квеорт (Cweorth), Руна Погребального Костра, формой подобна палочке-сверлу, служившей для разжигания священного огня еще долго после того, как обычный огонь стали добывать при помощи кремня и кресала. Как и Чен/Кауназ, это руна Огня, но если Чен — это огонь кузнечного горна или факел Истины, освещающий путь, то Квеорт — огонь очищения и разрушения, погребальный костер, пожирающий мертвую плоть. Родина всякого огня в скандинавской вселенной — Муспелльхейм, огненный мир. Его хранитель — Сурт, угрюмый исполин, который когда-то намеренно подвел свое огненное царство почти вплотную ко льдам Нифльхейма и тем самым положил начало Мидгарду и прочим мирам. Сурт — Хранитель Погребального Костра; и это суровое божество, требующее полного совершенства.

Если вам выпала Квеорт, значит, настало время очистить свою жизнь от всего лишнего, сбросить и сжечь весь хлам и оставить только то, без чего вы попросту не сможете идти дальше. В отличие от Эар, руны медленной, неотвратимой энтропии,  Квеорт — это огненная смерть, которой вы должны пойти навстречу, если не хотите обойтись без особо мучительных ожогов. (Интересно, что две эти руны Смерти соотносятся с двумя способами избавления от трупов, которые были приняты в Скандинавии в древние времена: воины из высшего сословия, ассоциировавшиеся с асами, сжигали своих мертвецов, а те, кто «умирал на соломе» и отправлялся в Хельхейм, погребали своих в земле.) В гальдре Квеорт помогает человеку пройти через такой период, когда все ненужное в его жизни сгорает на погребальном костре, и придает ему силы отказаться от того, чем необходимо пожертвовать.

Последние три руны — нортумбрийские: Стан, Хальк и Гар.

Стан (Stan) означает «камень». Это, собственно, и есть Руна Камня, но не простого, а такого, который служит замком свода, или стоячего камня, который возвышается в центре мироздания. «Каков краеугольный камень вашей картины мира?» — спрашивает вас Стан, чтобы вы еще раз подтвердили для себя его ценность или переоценили и отвергли. В руническом раскладе Стан отмечает ключевую точку, «пробирный камень» всей проблемы. Может оказаться так, что истинная причина конфликта не имеет ничего общего с тем, что считают таковой или что готовы признать за таковую враждующие стороны.

Стан — это руна-индикатор, во многом подобная Ансуз, которая указывает на некую божественную весть. Если Стан выпала в раскладе, обратите внимание на руны, которые вы достали непосредственно перед ней и после нее. В них — ключ к решению. В гальдре Стан используется в составе связанных рун для защиты чего-либо жизненно важного.

 

Хальк (Chalc), или Кальк (Calc), — Руна Чаши. Это Святой Грааль, идеальная цель, к которой стремились рыцари короля Артура, и та идеальная цель, к которой стремимся мы все. Для каждого человека Святой Грааль выглядит как-то по-своему, но в том или ином виде он есть у всех… а те, у кого его нет, упускают в своей жизни очень многое. Если вам выпала Хальк, это значит, что вам снова пришла пора устремиться к недостижимому. Возможно, ваша цель так навсегда и останется за горизонтом, но если вы хотя бы не попытаетесь до нее добраться, жизнь для вас утратит всякий смысл.

В гальдре эта руна находит два применения: одно — благородное, другое — довольно сомнительное. С одной стороны, Хальк можно использовать как талисман, который поможет вам достичь цели ваших духовных устремлений. С другой стороны, если нанести эту руну на какой-нибудь предмет, то в глазах других он временно обретет особую привлекательность, несопоставимую с его истинной ценностью. Этим приемом могут пользоваться бесчестные торгаши, и уподобляться им я не советую.

 

Последняя руна, Гар (Gar), не входит ни в один из аттов. С ней не связано никаких цветов, камней и даже собственно звуков. (Некоторые скажут, что она обозначает звук «г», но эту функцию уже с успехом выполняет Гебу/Йиву.) Несколько десятилетий тому назад Ральф Блум, автор серьезно раскритикованной впоследствии книги о рунах футарка, по какой-то причине решил присовокупить к ним пустую руну, бланку, стоящую вне аттов. Предполагалось, что она должна означать «тайну», как будто говоря: «Что бы сейчас ни происходило, тебе этого знать не следует». Блум назвал ее руной Одина. На самом деле никакой дополнительной руны-бланки в футарке не было. Почему же ему показалось, что такой символ необходим?

Если бы он не ограничился двадцатью четырьмя рунами, а обратился к футорку, то нашел бы в нем Гар — самую настоящую руну, которая означает именно то, что он пытался приписать своей пустой руне. Когда мне выпадает Гар, это обычно означает: «Хватит спрашивать». Дело тут не в том, что мироздание еще не выбрало окончательный вариант и события могут развиваться по-разному, — о подобном говорит, скорее, руна Пеорт. Суть в том, что вам просто не положено этого знать — и неважно, по какой причине. Иногда бывает так, что узнать о чем-то заранее — гораздо менее эффективно, чем дойти до этого самостоятельно, на личном опыте. Обычно именно об этом и напоминает нам удар Гар — Копья Одина.

Итак, насколько я понимаю, Блум явственно чувствовал, что среди рун должна быть одна именно с таким значением и что она как-то связана с Одином, однако символа и названия такой руны он не знал, а потому оставил ее пустой. Когда ко мне приходят люди с комплектами рун «по Блуму» и я начинаю учить их работе с футорком, мы добавляем в набор только восемь камней, а Гар вырезаем на той самой пустой руне, и это прекрасно работает.

«Гар» означает «копье». В первом приближении подразумевается копье Одина, но на самом деле это «кеннинг», или игра слов: имеется в виду Мировое Древо, Иггдрасиль, ствол, на котором Один висел, пронзенный насквозь, и истекал кровью, пока не обрел руны. Исторических сведений о том, какой смысл заключает в себе форма этой руны, не сохранилось, но те, кто работает с ней, убеждены, что это и есть изображение Мирового Древа, Иггдрасиля. Если вам выпала Гар, значит, Мироздание говорит вам, что сейчас не время пытаться разгадать его замыслы. Надо просто ждать, смотреть и учиться, и пускай все идет своим чередом. Ветви Мирового Древа простираются во многих направлениях; оно гораздо больше любого из нас, и мы не всегда можем разглядеть, что уготовало нам будущее. Поэтому иногда остается только висеть в ветвях этого Древа, подобно Одину, и терпеливо ждать, пока мудрость сама не решит, что настало время открыться.

 

Перевод с англ. Анны Блейз