Оккультизм

Автор: Aleister Crowley
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

— А если кто не захочет остановиться?

— Не обращай на него внимания; пусть себе уходит.
А затем созови всех остальных сторожей, и возблагодарите господа, что избавились от мошенника[1].

Из всех наук на свете лишь одна ненаучна: оккультизм. Почему? Никто никогда не изучал его как подобает. Кто здесь исследователи? Чудаки, дегенераты, старые девы! Каковы методы? Сплетни. Лекции каких-то ослов — для гусей.

Определена ли терминология этой науки? Спросите теософа, который кладет себе карму на ночь под подушку, что означает это слово. Девять из десяти не имеют представления; десятый имеет ошибочное. В оккультизме нет фактов, нет аксиом, нет определений. Любой человек может объявить себя учителем — никакой квалификации не требуется. Научное образование становится препятствием на этом пути; аристократическое воспитание и вовсе закрывает все возможности.

Разве не справедливо, что мир взирает на эту науку с презрением, а на ее знатоков — как на продажных ничтожеств?

Совершенно справедливо.

Существует лишь одна организация, к которой все эти соображения неприменимы. Она известна под названием A.’.A.’. Всем, кто желает вступить в нее, она предписывает учиться — учиться серьезно и усердно. И эта учеба ничуть не легче той, которая требуется от будущего врача, правоведа, инженера, солдата и даже кэбмена.

Ученик должен освоить классические труды по оккультной науке — не для того, чтобы затем подчиняться их авторитету, но чтобы знать, чтó говорили по этому предмету лучшие мыслители всех времен. Через три месяца (не ранее) он допускается к экзамену. Вот экзаменационные вопросы 1913 года:

1. Выпишите основные соответствия знаков Льва и Водолея, планеты Юпитер и сефиры Тиферет.

2. Исследуйте все числа меньше 1000, кратные 17, и попытайтесь проследить взаимосвязи между ними.

3. Исследуйте различные методы, рекомендованные A.’.A.’., и распределите их по разделам, постаравшись свести количество разделов к минимуму.

4. Интерпретируйте в каббалистических терминах произведения «Тангейзер», «Адонис» и «Сэр Паламед и сарацин».

5. Напишите эссе о мистических значениях vesicapiscis, прямоугольного треугольника и гиперболы.

6. Проведите сопоставление между мистическими методами Молиноса и Лао-цзы.

7. Опишите индуистские представления о подразделении Тела и Души на части.

8. Проведите сравнение между жезлами, описанными Элифасом Леви, Абрамелином, автором «Гоэтии» и Братом Perdurabo. Укажите, какому из них вы отдаете предпочтение, и объясните, почему.

9. Разработайте Пантакль, соединяющий в себе значения числа 666.

10. Составьте Ритуал (включающий описание необходимых Талисманов, План Храма и т.д.) для вызывания грозы.

11. Рассмотрите различия между индуистской и буддийской трактовкой атмана. Укажите, какому из этих учений вы отдаете предпочтение, и объясните, почему.

12. Составьте либо а) полный и тщательный комментарий к любым пяти последовательным главам «Книги Лжей», либо б) комментарий и критический разбор одного из следующих эссе: «Психология гашиша», «Тренировка ума» или «Солдат и Горбун»[2].

На эти вопросы не ответит человек, читавший бессистемно и беспорядочно, и тем более обычный любитель почесать языком на оккультные темы. На успешную сдачу экзамена может рассчитывать только серьезно настроенный ученик. Один полный комплект ответов занял более 60 страниц 13х17 дюймов, исписанных убористым почерком.

Перейдем к следующему этапу. Ученик, сдавший экзамен, становится Послушником. На протяжении целого года он занимается теми экспериментами, какие сочтет нужными, — по своему усмотрению, — и каждый день ведет тщательные записи о проделанной работе. По истечении года экзаменаторы проверяют эти записи и подробно высказывают Послушнику свои замечания. Только непрерывный, осознанный и усердный труд позволит Послушнику перейти на ступень Неофита.

Следующая стадия занимает по меньшей мере восемь месяцев. Неофит стремится познать и взять под контроль свое так называемое «Тело Света» и «Астральный План». Надо иметь в виду, что эти термины совершенно точны. Затем он снова сдает экзамен. Ему предлагают такие символы, смысл которых невозможно расшифровать рациональным путем, и он должен отчетливо и подробно описать их значение. Только после этого он может подняться на следующую ступень и стать Ревнителем. Вот вопросы одного из таких экзаменов, проводившихся в 1913 году. (Неофиту полагается развить в себе также некоторые другие способности, однако этого примера здесь будет достаточно.)

1. Войдите в дверь, на которой начертана эта фигура, и подробно разъясните смысл этой фигуры при помощи своих видений.

2. Призовите Меркурий и Ход и двигайтесь вперед до тех пор, пока не встретите Единорога, упомянутого в «LiberLXV», III:2. Перескажите все, что он вам поведает.

3. Выявите при помощи видений суть алхимических принципов — Серы, Ртути и Соли. В чем их отличие от трех гун и от стихий Огня, Воды и Воздуха?

4. Расскажите о том, как проявляется знак Водолея в четырех мирах — Асия, Йецира, Брия и Ацилут.

5. Посетите и опишите во всех подробностях клипот Овна.

6. Посетите Иофиэля и Хисмаэля и расскажите, как они выглядят, какой образ жизни ведут и о чем говорят.

Таким образом, Ревнитель A.’.A.’. — это человек, прошедший ряд определенных испытаний, сдавший несколько экзаменов и обладающий определенными способностями. Шарлатан не сможет выдать себя за посвященного этой степени. Более того, здесь нет места неточностям. Небрежная работа неприемлема. Отделаться общими рассуждениями невозможно. Никому не позволяется избегать трудностей; на пути всех легкомысленных банальностей и самодовольных глупостей поставлен надежный заслон.

Развивать далее эту мысль нет нужды. От начала и конца основной принцип остается неизменным. Мастера знают свое дело и требуют уверенных знаний от учеников.

Для чего написана эта статья? Чтобы отвадить соискателей? Но соискатель, у которого так легко отбить охоту, попросту недостоин знания. Надо ли удивляться, что эта труднейшая из всех наук — эта область познания, с древнейших времен и до наших дней более прочих привлекавшая величайших мыслителей, эта пирамида, о которой величайшие из зодчих не дерзнут заявить, что они добавили к ней один-единственный камень, — требует больше работы, и работы более усердной, нежели прочие дисциплины? Тончайшая из наук, разве она не нуждается в особой точности? Опаснейшая из наук, разве она не подразумевает необходимости вооружиться до зубов всеми мерами предосторожности, и хладнокровностью суждений, и здравым смыслом?

Что можно сказать о человеке, который надеется выучить тригонометрию за час по учебнику для начинающих? Что можно сказать о человеке, который отшвырнет трактат о конических сечениях, заявив, что ему это «непонятно» и вообще «все это вздор»? Во что обходится нам каждый шаг на пути научного прогресса? Сколько людей погибло, чтобы другие люди получили возможность летать? Сколько жизней было положено на одном только строительстве моста через Форт[3]?

Вы надеетесь преуспеть там, где наполовину потерпел неудачу Платон? Ринуться, очертя голову, туда, куда боялся ступить Аристотель? Может быть, у вас все и получится. Но не раньше, чем вы пожертвуете ради этого всем, что у вас есть, и всем, что вы собой представляете.

Вас это обескураживает? Значит, эта статья написана не зря.

Вас это воодушевляет? Значит, вы прошли первое испытание. Вперед, за работу!

Перевод с англ. Анны Блейз



[1]
У. Шекспир. «Много шума из ничего», акт III, сцена 3. Пер. Т. Щепкиной-Куперник. — Примеч. перев.

[2] Отвечая на эти вопросы, Ученик может пользоваться любыми справочными пособиями, какими он располагает. Он должен иметь в виду, что полный и удовлетворительный ответ по всем пунктам даст ему право претендовать — на плане интеллектуальных достижений — на звание Свободного Адепта, так что пусть он не воображает, что от него требуется слишком много. — Примеч. А. Кроули.

[3] Железнодорожный мост длиной 2,5 через устье реки Форт в Шотландии, соединяющий Эдинбург с графством Файф; был построен в 1893—1890 гг. В ходе строительства этого моста из-за несчастных случаев погибло 98 рабочих и еще несколько сотен получили тяжелые увечья. — Примеч. перев.