Флоренс Беатрис Фарр (краткая биография)

Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Флоренс Беатрис Фарр (Farr, 7.07.1860, Бикли [Кент, Англия] — 29.04.1917) — английская актриса и оккультистка, одна из ведущих деятельниц ордена Золотой Зари.

Флоренс родилась в семье врача Уильяма Фарра (1807—1882) — одного из первых английских специалистов по гигиене и близкого друга знаменитой сестры милосердия Флоренс Найтингейл, в честь которой и получила имя его младшая дочь. В воспоминаниях многих современников Флоренс Фарр осталась идеалом «новой женщины» той эпохи: независимой, образованной, ироничной, раскрепощенной и преданной своему делу. В то же время она отличалась необыкновенной красотой (запечатленной на картине художника-прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса «Золотая Лестница», 1879), обладала прекрасным мелодичным голосом и от природы была одарена сверхчувственными способностями, в зрелом возрасте приведшими ее на путь серьезных оккультных занятий.

Окончив Квинс-колледж (первый женский колледж в Англии), Флоренс недолгое время проработала учительницей, после чего обратилась к театральной карьере. На этот период пришелся ее неудачный брак (1884—1889) с актером Эдвардом Эмери, навсегда внушивший ей отвращение к самой идее замужества.

1890 году Флоренс поселилась вместе со своей сестрой в Бедфорд-парке — центре богемной жизни свободомыслящих интеллектуалов и художников. Здесь, под открытым небом, в полнолуние, состоялась судьбоносная для нее постановка пьесы Джона Тодхантера (1839—1916, ирландского поэта и драматурга, будущего члена Золотой Зари) «Сицилианская идиллия», в которой Флоренс сыграла роль жрицы Амариллис, взывающей к лунной богине Селене с просьбой покарать неверного любовника. Присутствовавшие на спектакле Бернард Шоу и Уильям Батлер Йейтс были поражены ее красотой и выразительностью игры.

Для обоих начинающих драматургов Флоренс стала вдохновительницей и помощницей: специально для нее теперь отводились роли в их новых произведениях, и во многом благодаря ей состоялись первые постановки их пьес. Позднее образ Флоренс послужил прототипом для некоторых героинь художественных произведений Алистера Кроули (в том числе для Сестры Кибелы из романа 1917 г. «Лунное дитя»). Флоренс пользовалась успехом на сцене, внушала многим романтическое влечение и отвечала некоторым благосклонностью, но так и не согласилась связать с кем-либо свою жизнь.

В июле того же, переломного для нее, 1890 года Флоренс по рекомендации Йейтса вступила в Герметический орден Золотой Зари, приняв девиз «Sapientia Sapienti Dono Data» — «Мудрость есть дар, врученный мудрецам». К концу 1891 года она достигла степени Младшего Адепта, а на следующий год была назначена Провозвестником ордена.

В рамках орденской работы Фарр изучала египтологию в Британском музее (под руководством египтолога Уоллиса Баджа) и алхимические труды Евгения Филалета (Томаса Вогана, английского розенкрейцера XVI в.), енохианскую магию и китайскую «Книгу Перемен», а также проводила еженедельные уроки для членов ордена по енохианской магии и Таро. Но главным направлением ее оккультных занятий было развитие ясновидческих способностей. Посредством «созерцания духовным зрением» Флоренс вступила в контакт с духом древнеегипетской жрицы Нем-Хефт-Ка (Nem Kheft Ka) из фиванского храма Амона. Она возглавила внутриорденскую группу «Сфера» (члены которой работали с сефирот Древа Жизни), а в 1896 г., при участии трех помощников, успешно провела сложнейшую церемонию призывания Тафтартарата, духа планеты Меркурий.

Флоренс Фарр была плодовитой писательницей. Ее перу принадлежит роман «Танцующий фавн» с автобиографическими элементами, две «египетские» пьесы (в соавторстве с Оливией Шекспир), книга «Музыка речи», множество статей для «Оккультного обозрения», «Теософского обозрения» и журнала «Нью Эйдж» и несколько Переходящих свитков для ордена Золотой Зари. Кроме того, Флоренс принимала участие в работе над «Collectanea Hermetica» (серией классических герметических и гностических текстов, публиковавшейся в 1893—1896 гг. под редакцией У.У. Уэсткотта): она составила комментарии к алхимическим трудам Евгения Филалета «Краткое исследование в области Герметического искусства» и «Евфрат, или Воды Востока», а также предоставила для серии авторскую работу «Египетская магия», в которой прослеживаются параллели между магией Древнего Египта и герметической, каббалистической, алхимической и розенкрейцерской традициями.

В 1897 г. Флоренс Фарр сменила Уэсткотта на посту Верховного Адепта ордена в Англии. Назначение было не самым удачным, поскольку многие решения, принятые ею в этой должности, приблизили распад ордена. После скандала с четой Хоросов, в 1901 г., Фарр обратилась к Мазерсу (Императору ордена, находившемуся в то время во Франции) с просьбой об освобождении ее от обязанностей Верховного Адепта Англии. Мазерс отклонил прошение и в ответном письме поставил под сомнение принадлежность ордена к древней розенкрейцерской традиции, в результате чего сложилась критическая ситуация, вскоре повлекшая за собой раскол. В январе 1902 г. Флоренс Фарр вышла из состава ордена.

Она по-прежнему появлялась на сцене и даже выехала на гастроли в Америку в 1907 г. Но в 1912 г., предчувствуя, что слава ее вот-вот померкнет, Флоренс решительно порвала с театром. Она вновь стала учительницей и уехала на Цейлон, чтобы никто из прежних поклонников не смог увидеть, как увядает ее красота. Спустя несколько лет она скончалась от рака груди, в полном одиночестве, в больнице Коломбо. По индийскому обычаю, тело ее было кремировано, а прах развеян над священной рекой.

© Анна Блейз