Дэниел Шульке (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Viridarium Umbris: Тенистый сад наслаждений
О тайном знании деревьев и трав, врученном человеку падшими ангелами
Псалом воскресения костей [1]
О священное Древо Духа!
Узри плод Искусства Премудрых,
Напоенный кровью Садовника,
Тяжко склоняющий долу ветви Твои.
Узри Кости Искусства Растений,
Останки Зеленого Знанья:
Семя огня, что насадили с любовью Сыны Небес,
Отвергли Потомки Адама,
И хлеб обернулся проклятием Авеля, прахом злобы [2].
Сей Труп — для Тебя: обними же его с любовью — или отринь!
Скачи, о могучее войско Иосафата [3],
Под знаменем Белой Розы!
Воздвигни своею волшбой Зеленый Чертог Шемьязы [4],
Возвести о себе трубным гласом
И принеси из пустыни зелень Вечного Рая
Благому собранью Сынов и Дщерей,
Произросших из семени Каина —
Первого Пахаря Благословенной Земли!
Ибо ученье каждого Ангела, каждого Древа
И весь этот Сад — для Тебя.
О Мертвые Кости, воздвигнитесь и восстаньте,
Как терний живых венец!
О Мертвые Кости, восстаньте, благоухая,
Как розы из склепов Святых!
О Мертвые Кости, восстаньте, покройтесь плотью,
Как Забытое Имя Божье, воскресшее к жизни!
Встаньте, идите, о Кости,
Вкусите великий Плод из райского сада Сифа!
О духи огня, блаженная рать Очага Альбиона!
Наполните Светом своим наше святое моленье:
Да восстанет Плоть Вертограда
Из гробницы Полночного Сада,
И да придет от него всякое Благо!
[1] Аллюзия на притчу из Книги пророка Иезиикиля: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, И обвел меня кругом около них, и вот весьма много их [человеческих костей] на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! Оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это, И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: `иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня’. Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь» (37:1—13). — Здесь и далее примечания переводчика.
[2] «…хлеб обернулся проклятием Авеля»: плоды земли, которые Каин принес в дар Богу, были отвергнуты в пользу дара Авеля, что и послужило причиной смерти последнего.
[3] Иосафат — здесь: долина Иосафата, упомянутая в Иоил. 3:2—12: узкая долина между Иерусалимом и Масличной горой, где, по преданию, совершится Страшный суд после конца света.
[4] Шемьяза (Семьяза, Самьяза и др.) — в иудейских и христианских легендах падший ангел, один из григореев («Бодрствующих»); в апокрифической Книге Еноха — предводитель падших ангелов, сошедшихся с дочерьми человеческими.
Введение
Мудрецы Древности поучают нас, что тайное знание Деревьев и Трав, равно как и все священные искусства врачевания, прорицания и волшебства, были в стародавние времена дарованы человечеству богами. В некоторых религиозных традициях эти боги изображаются как падшие ангелы, изгнанные из небесных обителей ревнивым демиургом или же сошедшие на землю по собственной воле, дабы уделить роду человеческому от своих божественных сил. Древние «Книги Еноха» повествуют о том, как эти небесные светочи, известные под именем «григореи», что значит «бодрствующие», взяли себе в жены дочерей человеческих и обучили их многим искусствам: астрологии, письменности, обработке металлов, изготовлению благовоний и притираний и так далее, — и, среди прочего, открыли им тайные свойства растений.
Согласно другим преданиям, божественными наставниками человечества были прекрасные нимфы, дриады, эльфы и феи, лесные духи и прочие всевозможные обитатели дикой природы, такие как мудрый кентавр Хирон, обучивший искусству врачевания самого великого бога Асклепия. Во многих легендах учителями знахарей выступают сами деревья и травы или земля, на которой они растут. Нередко они открывают свои тайны на особом «Языке Деревьев», песни и заклинания на котором дают чародеям доступ к силам растительного царства.
С утверждением монотеистических религий многие из этих священных наставников были низведены до ранга демонов, а Искусство Магии, владение которым некогда отличало великих мудрецов, стало подвергаться гонениям как еретическое. В конце концов сама Природа стала восприниматься как некий злой дух — олицетворение сил, подлежащих только обузданию, использованию и «окультуриванию».
Но несмотря на всю профанацию и клевету со стороны противников, учение древних богов сохранялось из рода в род и вручалось тем немногим, кто был достоин владеть им. Одни были отмечены духом еще от рождения и с детства проявляли Дар, именуемый Ясновидением; другие возрождали его в себе силой веры, преданным служением древним божествам или средствами магического искусства; в третьих же семя этого Дара дремало под спудом, пока сами хранители древнего знания не пробуждали его ото сна. Среди носителей искры этого Света всегда находились те, кого призывали к служению в священные сады и рощи или в уединение лесной глуши, где обитают духи Тенистого Сада Наслаждений.
Несмотря на то, что в некоторых религиях эти учителя из мира растений изображались как существа нечистые и падшие, травники продолжали беседовать с ними и чтить как благих и полезных духов. Зеленый Лес, первозданные владения этих ангелов, — вневременной Эдем, границы которого незыблемы, но открываются для тех, кто призван под его благоуханную сень. Этим избранникам открывается Wortcunning, как древние англосаксы называли «мудрость растений», — тройственное искусство, сочетающее в себе знание тайн природы, магическую силу и мистицизм растительного царства.
В этой книге, посвященной Мудрости Растений, описываются тайные знания и ритуальные практики нескольких британских школ колдовского искусства, известного среди своих последователей под различными названиями: Безымянный Путь, Ведовство, Старая Вера, Древнее Ремесло, Искусство Мудрых. Мистериальная традиция народной сельской магии, опирающаяся как на прямую историческую передачу, так и на преемственность по линиям формальных посвящений, — это еще и Живая Вера, выросшая из плоти и крови видений и ритуальной практики своих приверженцев и тесно связанная со священными обычаями местных общин. Среди всех этих разнообразных магических течений особое место занимает Саббатическое Ремесло, включающее в себя такие компоненты, как онейромагия, практики народного колдовства, гностические каинитские верования, ритуалы вызывания духов, обряды и обычаи двоеверия и мифопоэтика средневековых шабашей ведьм. Долгое время все эти элементы хранились и практиковались в общинах и братствах наподобие «Cultus Sabbati». В письменной форме их впервые обнародовал Эндрю Чамбли в гримуаре «Азоэтия».
Для всех этих народных магических традиций в большей или меньшей степени характерны мистические представления о земле, о деревьях и травах, о духах, которые их населяют, и о многообразных тайных силах, подвластных этим духам. Таким образом, хотя традиционное британское ведовство и не сводится полностью к искусству Wortcunning, последнее можно считать своего рода объединяющим звеном, нитью, проходящей через все местные колдовские школы и традиции и в каждой общине приобретающей свою особую окраску. Каждая линия преемственности Старого Ремесла хранит те или иные прикладные знания, заклинания, предания, рецепты врачевания и прочие магические практики и обычаи, связанные с растениями и их свойствами.
Используя мистический язык подобных традиций и опираясь на присущий им этос, эта книга воплощает сам дух традиционной Магии Земли и Природы. Все эти ведовские течения связаны между собой духовными представлениями о растениях и природе в целом, вписанными в контекст живой мистериальной традиции; во всех бытует вера в целые сонмы священных духов, населяющих и одухотворяющих растительный мир; все включают травничество в число важнейших магических искусств; и все признают возможность непосредственного восприятия знания, или гнозиса, путем ритуального общения с духами растений. Таково наследие вудво [1], древнего Зеленого Человека, доставшееся тем, кто услышал зов этой вечно юной, ежегодно обновляющейся вместе с травами и листвой, ипостаси Каина — первого землепашца, первого скитальца в лесной глуши и праотца всего волшебства.
В этом кругу, граница которого проходит по следам от стоп изгнанников, тайные силы деревьев и трав мистически понимаются как Бессмертный Сад Духа, где под сенью каждого растения простирается целое царство магических сил. Народные маги обращаются к этим силам в различных целях — от простых и повседневных до столь возвышенных, как Общение с Ангелами. В сокровенной, мистериальной своей форме эти силы предстают перед нами в фольклоре прошлых поколений и в разнообразных традициях сельской магии, в образе шествия духов Могучих Предков и в самой земле, порождающей растения. Явно же они приходят к нам в видениях и снах и в ритуалах общения с духами в Круге Искусства.
Те, кто опытен и сведущ в Зеленой Мудрости, могут совершать при помощи растений все операции колдовского искусства. Пример тому — Полный Круг человеческой жизни, который можно описать в терминах магии трав исчерпывающим образом. Растения играют важную роль в чарах плодородия, способствующих зачатию, и в колдовстве, к которому прибегает повитуха, чтобы помочь матери разродиться, а затем защитить ее и новорожденное дитя от всякого зла; растения служат удовлетворению всевозможных нужд человеческого духа и тела в течение жизни; и, наконец, растения избавляют умирающего от лишних страданий и занимают не последнее место в погребальных обрядах, облегчая переход духа в мир иной и помогая придать телу достойный вид для прощания. Зеленая Мудрость помогает духу и телу на каждом этапе нашего жизненного пути. Для травника (Wortcunner, или, на латыни, Herbarius) все силы — и благие, и злые, и целящие, и вредоносные — исходят из одного и то же источника, единственного и вечного, но являющего свой лик в каждом листке и цветке и говорящего с нами голосом фейри, волшебного народа. Этот голос, звучащий в магическом слове, в песне или заклинании, открывает Тайны Растений тем, кто способен слышать его.
Основные задачи, которые ставят перед собой современные травники, — это изучение, практика, преподавание и исследование истории Зеленого Искусства во всех его многообразных проявлениях. К этой сфере относятся не только чары и заклинания, но и прорицание, обряды поклонения духам, оккультная фармацевтика и прикладная ботаника. Кроме того, травнику для своей работы очень важно поддерживать постоянную магическую связь с духами дикой природы, чему служат два взаимодополняющих священных действа: Паломничество и Отшельничество. Этот постоянно развивающийся союз между колдуном и землей обеспечивает непрерывность цепи гнозиса, который питает современную традицию, обогащает ее новыми элементами и в то же время позволяет сохранять верность священным обычаям прошлого. Как говорят последователи Старой Веры, «вера — под ногами странника».
Этому саду необходимы бережная забота, многолетняя практика и глубокая преданность. Описанные здесь обряды — при условии тщательного исполнения — позволяют заключить и поддерживать Договор Высокой Магии между травником и древними богами священных рощ. Это некромантия высочайшего рода, посредством которой верный служитель Зеленого Искусства возрождает тело Старой Веры и Древо его Мудрости, на котором растут поистине необыкновенные и могущественные плоды. Инкунабула, которую вы держите в руках, призвана со всем почтением снять урожай этих даров природы. Человечество по невежеству своему нанесло нашей Доброй Земле немало обид, и тот, кто ходит по Ней с любовью, должен принять Ее в свои объятия, как Священный Жених. И хотя это служение — лишь одна из множества составляющих работы зеленого мага, оно — сама почва, на которой произрастает Сад Всех Сил.
Страницы этой книги — как и врата в сей Сад — открыты как для посвященных, так и для соискателей; как для тех, кто призван к Работе с Растениями, так и для тех, кто просто желает глубже проникнуть в сокровищницы духа, которые таит в себе наша земля. Но нельзя забывать, что наследие мага-травника — это, в том числе, запретное знание. Представление о растительной магии как о запретном искусстве непосредственно связано с духовным статусом растений как ангельских аватар, падших в мир материи, ибо с их помощью мы боремся с болезнями, облегчаем роды, защищаем дом, созерцаем видения, усмиряем боль, укрепляем тело, насылаем проклятья на врагов, вопрошаем умерших и одушевляем фетиши — одним словом, творим чудеса, некогда доступные только богам. Тот, кто овладел силами растений в достаточной мере, способен превзойти временные ограничения Смертных Покровов и войти в обители богов; небесное искусство трав и деревьев подчиняет духов лжи, ослепляющих человечество и мешающих ему воспринимать свое божественное наследие — озарения свыше, магические силы и добрые советы духов.
Но, зная это, пусть берегутся и Мудрец, и Глупец! Перед теми, кто обращается к ангелам Полночного Эдема в суетных целях или с нечистым сердцем, они всегда предстают как враги, ибо этот Сад — их священное прибежище, и они бдительно стерегут его и оберегают от всякой скверны. И ради этого они готовы пускать в ход все подвластные им силы, включая обман и смятение ума, боль, безумие, болезни и смерть. Непосвященный различает лишь случайные проблески Магии Сада; но даже этого мимолетного прикосновения может оказаться достаточно, чтобы его уничтожить. Вот предостережение всем недостойным, а заодно и напоминание о Наследии и Роде Древа:
Кровь, что от Евы и Змея, вернется в предвечный Эдем,
Только Адамову кровь святая земля не приемлет.
Подобно Кругу Времен Года, это священное знание одновременно и вечно, и преходяще: минуют времена, прилив сменяется отливом, но само великое Колесо пребывает в неизменности. Каждый человек приходит в Сад Наслаждений и обретает гнозис своим путем, но при этом он, как и все, подвластен объединяющим силам Земли и Леса; как и все, привязан к циклам рождения, роста, смерти и возвращения в Дух. Таков Закон Природы; таков Закон Тенистого Сада.
Эта книга — не просто учебник по магическим свойствам растений; она — сама Плоть Вечного Сада. Она — и врата, ведущие к основам повседневной жизни, и путь паломничества в духовный мир. Сила ее — не столько в оболочках слов и образов, вмещающих этот Розовый Сад, но в душе каждого из ее читателей, в его способности осмыслить ее содержание и мудро применить изложенное в ней учение. Эта книга предназначена для тех, кто ежедневно трудится ради сохранения традиционной магии растений перед лицом великих испытаний, — для травников, народных целителей и практиков духовного врачевания. К ним обращен каждый Лист ее Духовного Древа.
Дэниэл Шульке, (Akarais Hran-Issiyah),
Магистр и Садовник Cultus Sabbati
2005 год, Середина лета
Автор: Daniel Schulke (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
[1] Вудво — в английском фольклоре лесной дух, представлявшийся в образе человека, обросшего густыми волосами.
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.