Верховные духи кимбанды

Tata Alufa` Mavambo Ngobodi Nzila (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Капета Майорал (Дьявол-Князь)

Центральное место в иерархии кимбанды занимает Майорал (Князь) — противоречивая фигура, тайны которой зачастую отказываются открывать непосвященным. Все духи кимбанды подчиняются Нзамби — верховному богу-творцу, но непосредственным главой кимбанды и небесно-огненным источником этого культа считается именно Майорал. Многие ассоциировали его с различными демонами и самим дьяволом, и дать точный ответ на вопрос, кто такой на самом деле Майорал, действительно непросто, но ясно одно: Майорал — это божественный огонь, властвующий над культом кимбанды. Поэтому Майорала кимбанды отождествляют со святым архангелом Михаилом.

Архангел Михаил, наряду со многими другими христианскими святыми и ангелами, вошел в космологию Конго в период португальской колонизации. Бантуязычные народы признали огненную природу этого архангела и отождествили его со старшим сыном Нзамби — нкиси Алувайя (Aluvaia), известным также под именем Бомбожила (Bombojila).

Таким образом, Майорал — это олицетворенная сила солнца, которую ассоциируют с некромантией и с перекрестками. Это огонь творца — первозданное божественное пламя, изливающееся с небес.

 

Эшу Рей

Эшу Рей — это земное отражение небесного огня, воплощенного в Майорале. Если Майорал — это действующий верховный владыка, хранящий огонь творца в небесах, то Эшу Рей — это его главнокомандующий и, следовательно, господин Земли: он приносит пламя, заключенное в Майорале, в мир творения. Он — мост между Небом и Землей и в этом качестве он — венценосный владыка всех эшу.

В Эшу Рее горит тот подземный, хтонический огонь, что берет свое начало в божественных пламенах Майорала. Взаимосвязь между Майоралом и Эшу Реем — одна из самых глубоких тайн кимбанды; ее можно уподобить отношениям между двумя духовными сущностями, которых почитает конголезский народ баконго, — между Кадиемпембе и Нзамби.

В свете сказанного «Эшу Рей» — не столько личное имя, сколько титул или сан. Обычно на эту роль выдвигают одного из трех эшу: Эшу Люцифера (известного также как Эшу Сети Лирас — Эшу Семи Лир), Эшу Мора или Эшу Рея дас Сети Энкрузильядас (Короля Семи Перекрестков). В каждом из этих трех эшу по-своему отражен огонь Майорала, и каждый может принимать на себя функции Эшу Рея.

Так, например, в нашем доме кимбанды роль Эшу Рея, подчиненного Нзамби и Майоралу, выполняет Эшу Мор.

За Эшу Реем в иерархии следует личный эшу человека (или же, если речь идет об иерархии целого террейро или дома кимбанды, — личный эшу того тата, который руководит этим домом или святилищем). Таким образом, Эшу-Король вашей жизни — ваш личный эшу. Благодаря этому иерархия кимбанды отличается уникальной гибкостью и отражает неповторимую суть каждой отдельной судьбы и личности.

Но, так или иначе, ядро любой духовной иерархии, сформированной в традиции кимбанды, составляют Майорал и Эшу Рей — венценосные огни, наделяющие силой всех эшу.

Перевод с англ. Анны Блейз