Galina Krasskova (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Как уже упоминалось в предыдущей главе, циклическое повторение молитвы — это необыкновенно полезная практика. Одна из разновидностей этой практики, сейчас набирающая популярность во всех направлениях Северной традиции, основана на работе с молитвенными четками. Когда мы слышим выражение «молитвенные четки», первым делом на ум приходит католический розарий. Однако в действительности четки применяются не только в христианстве, но и во многих других религиях — например, в индуизме, исламе, джайнизме, буддизме и даже викке.
Неопровержимыми доказательствами того, что древние скандинавы или древние германцы тоже пользовались четками, мы не располагаем, да и не берем на себя смелость это утверждать. Тем не менее, известно, что разного рода бусы нередко встречаются среди погребальной утвари, и многие из них, по-видимому, имели религиозное значение. Большой популярностью пользовались стеклянные, костяные и янтарные бусы: в захоронениях древних германцев и англосаксов их находят почти повсеместно. Например, Стивен Поллингтон описывает ряд англосаксонских захоронений, содержащих бусы-амулеты[1]. Несомненно, что в эпоху викингов бусы были одним из важных видов благ: в захоронениях того периода они встречаются чаще любых других предметов[2]. И в мужских, и в женских могилах в Скандинавии находили амулеты, зачастую в форме бус или подвесок. Известно также, что бусами охотно торговали и передавали их детям по наследству. Учитывая то, насколько быстро и в Англии, и в Германии после обращения в христианство сложились монашеские общины, можно предположить, что зачатки склонности к молитвенному созерцанию проявлялись у местного населения еще в языческую эпоху, хотя, разумеется, со всей определенностью мы этого знать не можем.
Все вышесказанное ни в коей степени не отрицает красоты и, что еще более важно, эффективности молитвенных четок как инструмента духовной практики. Для особо въедливых читателей мы можем добавить, что североевропейские религиозные обычаи восходят, в конечном счете, к общеиндоевропейским, а в индуизме молитвенные четки были в ходу с древнейших времен. Мы понимаем, насколько важны для некоторых направлений Северной традиции подобные связи с историческими практиками, находящие подтверждение в памятниках литературы, истории и археологии.
Итак, циклически повторяемая молитва может стать чрезвычайно мощным орудием в вашем духовном арсенале. Сам акт осознанного повторения превращается в неистощимый источник силы.
С моей точки зрения, в том, чтобы молиться каждый день одними и теми же словами, нет ничего скучного или однообразного. Каждый день мы просыпаемся уже немножко другим человеком, чем были вчера, а потому и молитва оказывается немножко другой. Самое короткое из всех обращений к божествам в моих молитвенных четках — великолепном инструменте для молитвы — звучит так: «Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!» Допустим, в один из дней эта молитва может подразумевать: «Мне кажется, что одна моя дорогая подруга сделала неправильный выбор, но наверняка я этого не знаю. А поскольку я не знаю этого наверняка, то лучше промолчать». И пусть — во имя Хёнира — мое молчание будет сочувственным, а не холодным и неодобрительным.
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
На следующий день та же молитва может означать: «Я сижу в поле, и вокруг меня — тишина. Я хочу раствориться в этой тишине, стать ее частью. Пусть этому месту от меня будет не больше беспокойства, чем от какого-нибудь дерева или камня».
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
Еще через несколько дней та же молитва может приобрести иной смысл: «Я провела у родителей два дня, а осталось еще целых шесть. Пусть мне достанет зрелости хранить молчание, вместо того чтобы громогласно припоминать им все обиды, которые они мне причинили и о которых постарались забыть. Я хочу просто держать язык за зубами, и даже если мое молчание сочтут невежливым, мне все равно».
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
Молитва, которую мы повторяем каждый день, покрывается благородной патиной всех разнообразных смыслов, которые мы вкладываем в нее при каждом прочтении. Добиться этого за один день невозможно — здесь требуется время и усердное повторение. Я думаю, что боги ценят такие молитвы именно потому, что они, эти молитвы, заряжены нашими эмоциями, нашей жизненной силой, если угодно, — а это, в свою очередь, питает богов. На наших богов слишком уж долго никто не обращал внимания, и Они действительно изголодались. А ежедневная молитва для Них — как ежедневная пища: молясь каждый день, мы даем Им уверенность в том, что Они услышат наши молитвы и вкусят наши дары и завтра, и послезавтра.
О чем мы на самом деле хотим сказать своим богам? Что может быть настолько важным, чтобы об этом можно было говорить Им день за днем — и чтобы день ото дня это оставалось все таким же значимым? За основу одной из первых своих языческих молитв я взяла христианскую молитву «Отче наш» и постаралась сохранить в ней всё, что не утратило для меня значения и после того, как я перестала считать себя христианкой. Вот что у меня получилось:
Ты, мой Господь, и ты, моя Госпожа! Возлюбленные мои! Да слышат ваш голос все те, кого вы призвали к себе. Да пребудет любовь моя с вами всегда — в час доверья, и в час сомнений. Да предамся я вам всей душой — совершенно и добровольно. Дайте мне на сей день благодать предстояния вам. Если я погрешу против милости вашей, дайте мне оправдаться. Ведите меня и учите меня, как вам будет угодно. И избавьте меня от слепого довольства собой.
— Фуэнсанта Пласа
За последние пять лет молитвенные четки приобрели необыкновенную популярность среди неоязычников. Верующие составляют их сами, и на сегодняшний день языческие молитвенные четки существуют уже буквально в сотнях различных версий. Есть четки посвященные отдельным божествам и целым пантеонам; есть четки, предназначенные для каких-либо определенных целей (например, воинские, целительские или родительские). Реконструкторы и неоязычники, работающие в русле Северной традиции, тоже стали активно пользоваться молитвенными четками. Как раз сейчас, когда я пишу эти строки, в Лейденском Национальном музее этнологии готовится международная выставка молитвенных четок, которой предстоит большое турне по Европе. В экспозицию войдут, в частности, тринадцать комплектов языческих четок, и один из них будет посвящен северным богам.
Многие и многие люди на практике убеждаются в том, насколько более эффективной становится молитва при использовании четок. В предыдущей главе уже говорилось о том, как полезны привычные молитвы, включенные в ежедневный распорядок. Даже если вы не желаете изо дня в день повторять одну и ту же молитву и ежедневно обращаетесь к какому-нибудь новому божеству, четки все равно приносят пользу: они дают вашим словам и мыслям некую вещественную, осязаемую опору. Впрочем, как указывает Фуэнсанта Пласа, одна и та же молитва тоже может стать разнообразной, приобретая все новые и новые смыслы в зависимости от того, в какой ситуации вы находитесь в настоящий момент. Привычная молитва помогает быстро сосредоточить и очистить ум, а прикосновения к четкам оказывают заземляющее действие. В идеале следует стремиться к тому, чтобы каждое слово молитвы произносилось с полной осознанностью, даже если вы постоянно отвлекаетесь или быстро начинаете скучать. Просто нужно всякий раз спокойно возвращать внимание к молитве и к тем богам, которым вы ее возносите. Молиться чисто механически не следует; если вы чувствуете, что никакими силами не можете удержать внимание на молитве, лучше прервитесь и займитесь чем-нибудь другим, а через некоторое время снова попробуйте вернуться к четкам.
Как мне представляется, настоящее поклонение без осознанности невозможно. Если вы читаете молитвы и совершаете ритуал чисто механически и формально, не сосредоточиваясь на происходящем, вы только попусту тратите время. Это все равно, как если бы вы говорили с богами, думая при этом о чем-то другом и на все, что Они вам скажут, отвечали только «угу» и «не-а». Это лишь буква практики, но не дух; это значит, что вы на самом деле не слушаете Их и не говорите ничего такого, что было бы достойно Их внимания. Работая с четками, я сама иногда ловлю себя на том, что просто бормочу слова молитвы, не особо вдумываясь. Когда такое случается, я возвращаюсь к пропущенным строкам и повторяю их с должным намерением. Мне важно, чтобы все мои молитвы звучали осмысленно.
— Элизабет Вонгвизит
Здесь все дело в том, чтобы предаться богам душой и сердцем, как в обыденной жизни, так и в ритуале, — и на постоянной основе. Практика поклонения рождается из тех чувств, которые мы испытываем к богам. Если чувства нет, то все сводится к механическим жестам. Даже простого чувства умиротворенности от практики уже вполне достаточно, — но скука не годится. Если вы скучаете или отвлекаетесь, займитесь чем-то другим. Найдите другую форму служения, хотя бы на некоторое время.
— Гудрун от Источника Мимира
Подбор бусин для молитвенных четок сам по себе может стать актом поклонения божеству, равно как и нанизывание их, сопровождающееся чтением молитвы. Бусины можно выбирать как по цвету, так и по материалу или форме. Что лучше подойдет для Одина — темно-синий авантюрин или лазурит? А для Фрейи — янтарь или золотое с блестками чешское стекло? Для Нертус — зеленая яшма или моховой агат? Для Локи — может быть, сердолик? А для Хелы — маленький костяной череп? Чего же Они хотят? Просто смотрите на бусины, перебирайте их в руках и ждите, пока боги сами подскажут вам, что Им угодно. Даже если на подбор правильных бусин уйдут недели, а то и месяцы, — ничего страшного.
В одни и те же четки можно включить бусины для многих богов и богинь. Никаких ограничений по количеству здесь нет. Некоторые выбирают лишь нескольких божеств, с которыми они работают лично, а некоторые стараются охватить весь пантеон. Бывает и так, что верующий полностью сосредоточивается на каком-то одном божестве — своем fulltrui, божестве-покровителе. Иногда собирают специальные четки, посвященные какому-либо одному намерению: например, человек, желающий обрести отвагу, стойкость или воинское мастерство, может использовать четки для молитвы различным божествам войны; любящий отец или мать может работать с четками для молитвы божествам, известным любовью к своим детям; влюбленным пригодятся четки для работы с теми богами и богинями, которые покровительствуют любви и браку, и так далее. У некоторых богов, помимо основного имени, есть различные хейти — прозвания или эпитеты (например, у Одина счет имен идет на сотни); так что если вы хотите сделать четки, посвященные одному-единственному божеству, имеет смысл изучить его хейти.
В некоторых молитвенных четках имена богов не упоминаются вовсе. Бывают, например, четки, посвященные предкам (как своим личным прародителям, так и праотцам и праматерям всей этнической группы): работая с такими четками, молящийся благодарит предков за саму жизнь, которой он им обязан. Бывают четки, основанные на этических кодексах (один из примеров тому — описанные ниже четки для молитвы Тору). Бывают четки, бусины которых соответствуют различным строфам из «Речей Высокого» или отрывкам из других эддических песней или саг.
В качестве образцов молитвенных четок, с которыми работают в Северной традиции, мы воспроизводим здесь молитву Рейвена Кальдеры, обращенную ко всем божествам Северной традиции, первую часть северно-языческой молитвы об исцелении (автор — Галина Красскова), молитву Тору (автор — Торвальд), два варианта молитвы Фрейру (автор — Сигрун Фрейскона) и молитву Сигюн того же автора. Все это — лишь примеры, призванные вдохновить читателей на создание собственных четок, но если кто-то пожелает включить в свою личную практику именно эти молитвы — полностью или частично, — мы будем только рады.
Молитвенные четки Рейвена
I. Древо и Солнце
* Под сенью Великого Древа, ясеня Иггдрасиля, я нахожу свое место в вечном круговороте.
* Под Солнечным Оком я восхваляю все, что дарует жизнь.
II. Норны
* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.
* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.
* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.
III. Девять миров
* Слава тебе, о Асгард, высокий мир! Слава асам, дарующим знанье и власть!
* Слава тебе, Альвхейм, блистающий мир! Слава льоссальвам, вдохновляющим смертное сердце!
* Слава тебе, Ванахейм, о зеленый мир! Слава ванам, дарующим мудрость и радость!
* Слава тебе, Йотунхейм, о мир грозовой! Слава каменным турсам, дарующим цельность и страсть!
* Слава тебе о Мидгард, близнец Земли! Слава вратам Девяти миров, открытым для странствий!
* Слава тебе, Муспелльхейм, огненный мир! Слава огненным турсам, дарующим силу и верность!
* Слава тебе Свартальвхейм, о тенистый мир! Слава песне и тайне свартальвов; недрам Нидавеллира; труду и искусству двергов!
* Слава тебе Нифльхейм, о туманный мир! Слава холодным турсам, дарующим крепость и стойкость!
* Слава тебе Хельхейм, темный мир! Слава всем моим предкам, которые дали мне жизнь, надежду и опыт.
IV. Норны
* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.
* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.
* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.
V. Асы
* Óдин, во имя твое: о Всеотец, Одноглазый Владыка Рун! Да буду открыт я экстазу и вдохновенью!
* Фригг, во имя твое: о госпожа Фенсалира, прядильщица туч! Да будет открыт мой дом всем, кто приходит с миром.
* Тор, во имя твое: Владыка Громов и Хозяин Ветров Закатного мира! Да не покинет меня сила духа и тела!
* Сив, во имя твое: Златовласая Госпожа! Да не покинет меня гордость моим искусством!
* Хеймдалль, во имя твое: стерегущий Радужный мост! Помоги мне стоять на страже моих границ!
* Тюр, во имя твое: Владыка Мечей! Помоги мне идти путем истинной чести!
* Бальдр, во имя твое: Светлый ас, Обреченный! Научи меня приносить жертвы по доброй воле!
* Нанна, во имя твое: Светлого Тень! Научи меня, как хранить верность в любви до конца!
* Идунн, во имя твое: Та, что дарует Бессмертье! Да пребудет тело мое во здравье и чистоте!
* Браги, во имя твое: Скальд среди асов! Да слетают слова красоты с моего языка!
* Сага, во имя твое: Хранительница Сказаний! Да поет мое сердце вовеки преданьями предков!
* Улль, во имя твое: Крепкий Лук и Стрелы Острие! Да будет открыто мне все, чего я ищу!
* Скади, во имя твое: Хозяйка Снега и Льда! Да не сверну я с пути, ведущего к цели!
* Вили, во имя твое: Господин несгибаемой Воли! Да не знает решимость моя границ и препятствий!
* Ве, во имя твое: Господин сокровенной Силы! Да обрету я зренье превыше телесных чувств!
* Форсети, во имя твое: Судья среди асов! Да не иссякнут во мне справедливость и вера во благо!
* Видар, во имя твое: Владыка Ярости в Битве! Да не иссякнет вовек отвага в сердце моем!
* Хермод, во имя твое: прошедший Дорогою в Хель! Да не охватит меня страх перед темной дорогой!
* Мимир, во имя твое: Хозяин Источника Тьмы! Да обрету я мудрость на путях сокровенных глубин!
* Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
VI. Норны
* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.
* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.
* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.
VII. Служанки Фригг
* Фулла, во имя твое: сестра и помощница Фригг! Да будут полны изобилия дни моей жизни!
* Гна, во имя твое: да будет открыт мой слух для ниспосланной вести!
* Ловн, во имя твое: да буду я миротворцем между врагами!
* Сюн, во имя твое: да будет имя мое залогом честного слова!
* Вара, во имя твое: да будет слово мое подобно стальным оковам!
* Снотра, во имя твое: да будут руки мои всегда трудиться с охотой!
* Гевьон, во имя твое: пусть мне достанет сил идти в одиночку!
* Хульдра, во имя твое: да будет богат урожай моих трудов и стараний!
* Эйр, во имя твое: да будет сердце мое открыто врачующей силе!
* Сьёвн, во имя твое: пусть каждая рана моя найдет исцеленье!
* Вёр, во имя твое: да будет дано мне видеть всё с высоты полета!
* Хлин, во имя твое: да примирюсь я как друг со всякой утратой и горем!
VIII. Норны
* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.
* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.
* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.
IX. Ваны и морские боги
* Фрейя, во имя твое: Госпожа Волшбы и Любви! Да познаю я радость тела и научусь ценить свою плоть!
* Фрейр, во имя твое: Владыка Полей! Да познаю я радость сердца и покорюсь добровольно круговороту жизни!
* Герд, во имя твое: жена из племени турсов! Научи меня, где и когда возводить защитные стены!
* Нертус, во имя твое: Мать-Земля! Да не забуду вовеки я землю, мою опору!
* Ньорд, во имя твое: Господин Кораблей! Да будет спокоен мой путь через воды времён!
* Эгир, во имя твое: Владыка Полночного Моря! Пусть океан моей крови бьется во все берега!
* Ран, во имя твое: Мать Морей! Веди меня по волнам приливов твоих и отливов!
* Кольга, во имя твое: Хладная Дева! Научи меня, как проживать одинокие времена!
* Дуфа, во имя твое: Сокрытая Дева! Научи меня, как находить верный путь посреди смятенья!
* Блодугхадда, во имя твое: Кровавая Дева! Научи меня слышать веленья моей природы!
* Хрённ, во имя твое: Дева-Водоворот! Пусть никогда не скует меня холод страха!
* Хефринг, во имя твое: Скорбная Дева! Научи меня чтить скорби чужих сердец!
* Бюльгья, во имя твое: Дева Крушений! Да не иссякнет во мне природная сила!
* Бара, во имя твое: Дева Великой Волны! Не дай мне попасть в беду меж молотом и наковальней!
* Унн, во имя твое: Дева Смены Приливов! Да будут мне ясно открыты время, и место, и суть!
* Химинглёва, во имя твое: Дева Ясной Погоды! Да сияет солнечный свет над морем моей души!
* Фрау Хольда, во имя твое: да пребудет мой дом очагом мира и утешенья!
X. Норны
* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.
* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.
* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.
XI. Рёкки
* Локи, во имя твое: Мастер Преображенья, Хитроумный Небесный Странник! Да пройду я легко и свободно любым опасным путем!
* Ангрбода, во имя твое: Ведунья Железного Леса! Да будет даровано мне всегда восставать из пепла!
* Сигюн, во имя твое: Идущая за Огнем! Да буду я верен любимым в час испытаний!
* Фенрис, во имя твое: Великий Волк-Разрушитель! Да научусь я чтить дикие силы природы!
* Йормунганд, во имя твое: Змей, обвивающий землю! Да пребудет защита богов на моих рубежах!
* Хати, во имя твое: Бегущий по следу Луны! Будь моим провожатым на извилистых тропах наитий!
* Сколь, во имя твое: Догоняющий Солнце! Будь моим провожатым на ровной дороге рассудка!
* Сурт, во имя твое: Владыка Царства Огня! Да не угаснет вовеки мое сокровенное пламя!
* Утгарда-Локи, во имя твое: Господин Грозовых Земель! Да будут двери мои открыты достойным!
* Менглёд, во имя твое: Госпожа Врачевания в Горном Чертоге! Да сумею помочь я всем, кто приходит к моим дверям!
* Мордгуд, во имя твое: о Стражница Врат! Да падут все преграды тьмы от касанья моей руки!
* Нидхёгг, во имя твое: Дракон Мировых Корней! Да будет моя душа чиста от всякого тлена!
* Хела, во имя твое: Владычица Смерти, Матерь Костей! Даруй мне в назначенный срок покойно сойти к моим предкам!
XII. Норны
* Урд, во имя твое: я иду за вьющейся нитью, верша свой истинный путь.
* Верданди, во имя твое: я тку свою жизнь, вплетая в нее нити моих любимых.
* Скульд, во имя твое: я примиряюсь с клинком своего последнего вирда.
XIII. Луна и Древо
* Под оком Луны я по собственной воле вступаю во тьму.
* Под сенью Великого Древа, ясеня Иггдрасиля, я нахожу свое место в вечном круговороте.
Четки Галины Крассковой: молитва об исцелении. Часть первая
I. Молитва врачевателя
Матроны, древнейшие Матери рода! Даруйте мне стойкость и силу, и да пребудут со мной ваша мудрость и мощь.
Эйр, Госпожа Врачеванья! Во имя твое да пребуду я руслом твоей целительной силы! Направляй мои руки и сердце во имя служенья тебе.
Иггдрасиль, великое Древо! Да обрету я свое средоточье во имя твое — и да пребуду в нем твердо и неотступно.
II. Первый нигон[3].
Йорд, Эордан Модор[4]! Да буду я вечно чтить землю, что носит меня.
Фригг, Великая Мать, Асгарда госпожа! Да будет мой разум собран, ясен и точен.
Фулла, наперсница Фригг! Да буду я честно блюсти долг моего призванья.
Посланница асов, Гна! Открой предо мной и другими все пути врачеванья.
Гевьон, сама отвага, само изобилье! Храни меня от упрямства, не дай упустить возможность.
Герд, богиня священной ограды, любовь и супруга Фрейра! Не дай мне нарушить границы между врачом и больным, ибо границы священны для врача и больного.
Бальдр, Благословенный! Помоги мне ясно увидеть истинный лик болезни и обрести пониманье.
Нанна, супруга Бальдра! Помоги мне открыть и познать пути состраданья.
Идунн, хозяйка плодов, дарующих новую жизнь! Научи меня, как обрести дружбу и помощь растений в труде врачеванья.
Молитвенные четки для Тора (Торвальд)
Торвальд пишет: «В основу этих четок положена моя личная молитва Тору и Девять Благородных Добродетелей. Бусин в них 19, потому что первый в моей жизни блот Тора пришелся на полнолуние 19 января. 10 бусин, соответствующих обращениям Тору, — содалитовые, а остальные окрашены в такие цвета, какие я счел подходящими».
Славься, Тор, Хозяин Ветров! Пусть все мои страхи развеет могучий ветер! Да укрепится отвага моя пред лицом препятствий!
Славься, Хлориди-Тор, грохочущий громом! Да гремит в моем сердце гром твоей славы! Да не отрекусь я от правды перед лицом соблазна!
Славься, Тор-Энниланг, Широкий Челом! Да буду я тверд, как ты! Да не забуду я честь перед лицом осужденья!
Славься, Тор, возлюбленный Сив! Да буду я предан, как ты, всем, кого я люблю! Да обрету я верность перед лицом невзгод!
Славься, Эйнриди-Тор, запрягший козлов в повозку! Да научусь я править своими страстями! Да пребудет во мне покой перед лицом коварства!
Славься, Мидгарда Щит! Славься, Тор, Господин Нерушимого Дома! Да найдется в сердце моем место для стольких людей, сколько приходит к тебе, в твой великий чертог Бильскирнир! Да буду я помнить о том, что гостеприимство свято и драгоценен покой учтивого гостя!
Славься, Тор, и твой безустальный Мьёлльнир! Да не настигнет меня усталость в трудах моей жизни! Да обрету я упорство в труде, побеждая леность!
Славься, Тор, Одина сын и Йорд! Да буду я словно мост между землей и небом! Да буду я полагаться лишь на себя самого и сам отвечать за то, в чем я нуждаюсь.
Славься, Тор, Владыка Пояса Силы! Благослови меня во всех моих начинаньях! Да буду я неколебим вопреки своим недостаткам!
Славься, Тор, желающий людям блага! Громом и ветром, смехом и гневом льется твоя благодать на меня, как священный дождь!
Молитвенные четки для Сигюн (автор — Сигрун Фрейскона)
У этих четок есть центральная подвеска в форме маленького ключика. Ключи во многих традициях символизируют женскую власть. В Скандинавии в древности мужчина после свадьбы отдавал жене ключи от дома, и она носила их на поясе как символ своего статуса.
Ключ: Я взываю к Тебе, о нежная, верная Сигюн!
Первая бусина: Ради любви к Тебе буду я помнить всегда о собственном долге.
Три бусины: Слава Сигюн, дарующей смех Хитрецу! Слава Сигюн, Матери двух сыновей! Слава Сигюн, помнящей даже тогда, когда остальные забыли!
Маленькая ракушка: Ради верной Твоей любви я буду Тебе верна.
Три бусины: Имя Твое я славлю Тебе в утешенье. Имя Твое я славлю Тебе в подмогу. Имя Твое я славлю Тебе на радость.
Маленькая ракушка: Да обретешь Ты награду за верность свою и познаешь еще красоту и добро в этом мире!
Бусина, аналогичная первой: Да обретешь Ты отдых от мук в поклоненье моем!
Снова ключ: В каждом деле моем ты мне будешь примером, Сигюн.
Молитвенные четки для Фрейра, краткий вариант (Сигрун Фрейскона)
Подвеска (образ Фрейра): Каждый свой день и каждое дело я начинаю с тебя, Ингви Фрейр, мой добрый и кроткий Господь.
Зеленая яшма (крупная бусина): Плодородье полей и дары земли, урожай для всего живого. Каждому телу даруешь ты силу и жизнь.
Две бусины поменьше: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни моих любимых.
Океаническая яшма (крупная бусина): Мир и дружба с друзьями, свирепый отпор врагам и верность себе. Каждому духу даруешь ты силу и жизнь.
(Повторите предыдущие строки от зеленой до океанической яшмы включительно еще три раза. В заключение повторите строку с подвеской.)
Молитвенные четки для Фрейра (Сигрун Фрейскона)
Это более длинные четки, посвященные Фрейру; в них включены бусины, связанные с рунами[5]. Два эти примера хороши, среди прочего, тем, что они наглядно демонстрируют, как можно упрощать или, наоборот, усложнять молитвенные четки в зависимости от ваших личных нужд.
Подвеска (образ Фрейра): Каждый свой день и каждое дело я начинаю с тебя, Ингви Фрейр, мой добрый и кроткий Господь.
Крупный янтарь: Дай мне впитать Твой свет, Ингви Фрейр, дабы разбитое сердце мое наполнилось светом Твоим; дабы свет Твой меня исцелил и воссиял, как солнце, во мне и вокруг. Пусть внешний Твой свет прольется на тех, кто блуждает во тьме, и укажет им верный путь. Пусть внутренний свет Твой откроет мне правду о том, что есть, и даст наставленье о том, что ждет впереди, и утешит меня, и согреет.
Бусина для руны Феху/Феох: Богатство — всем утешенье; но каждый обязан щедро его раздавать, если желает честь обрести пред очами Владыки. Даруй мне столько богатства, чтобы мне жить в достатке и наслаждаться жизнью. Помоги мне понять, что богатство — это не цель, а средство, и научи меня применять его мудро.
Бусина для руны Уруз/Ур: Тур горделив и рогат; это свирепый зверь; рога — оружье его; славный скиталец болот, он ретив и отважен. Даруй мне здоровье тела, здоровье ума и духа и силу для всяких трудов.
Бусина для руны Турисаз/Торн: Шипы непомерно остры; знатному воину горе, коль прикоснется к ним; они жестоки ко всем, кто сядет меж них. Пусть те, кто желает мне зла, не смеют ко мне подойти; научи меня выходить из раздоров искусно и без потерь.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Ансуз/Эск: Уста — исток всякой речи, и мудрости столп, и мудрым утеха, и каждому знатному воину — благословенье и радость. Научи меня выбору слов; да буду я знать, что говорить, кому говорить, когда говорить и где и как говорить.
Бусина для руны Райдо/Рад: Верховая езда легка для того, кто воюет в палатах, но трудна для того, кто верхом на могучем коне скачет долгой дорогой. Да ведет меня путь туда, куда мне дóлжно прийти; да будут поступки мои правильны и верны; и те, кому я нужна, пусть находят меня без труда.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Кауназ/Чен: Факел известен всем: ясное, светлое пламя; всегда он горит в палатах, где собрались князья. Да будет работа моя не только во благо мне, но и в помощь другим — в меру ее достоинств.
Бусина для руны Гебо/Йиву: Щедрость приносит заслуги и честь — залог уваженья; это поддержка и помощь тем, кто лишен всего. Научи меня сострадать и быть не слишком открытой, чтоб не накликать беды, но и не слишком закрытой, чтобы дарить любовь. Вознагради моих близких за свет, которым они озаряют всю мою жизнь.
Бусина для руны Вуньо/Вюн: Блажен, кто не знает страданий, скорби, тревог и бед, кто счастлив и процветает крепком, богатом дому. Да буду я помнить о том, что мне приносит радость; да буду я благодарна; помоги мне идти по жизни с улыбкой и смехом и дарить улыбки и смех тем, кто меня окружает.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Хагалаз/Хэйл: Град — белейшие зерна на свете; он приходит с небесных высот, ветер носит его так и сяк; после он превращается в воду. Да встречаю я со смиреньем все бури жизни моей; да не забуду о том, как важны перемены; да не забуду о том, что беды скоро пройдут и воссияет солнце.
Бусина для руны Наутиз/Нит: Нужда хоть стесняет сердце, но часто служит подмогой и спасеньем сынам человека, коль не медлят ее утолить. Пусть нужда питает смекалку, побуждает трудиться, зовет помогать другим и учит меня находить в ней смысл и значенье.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Иса/Ис: Лед холодный и скользкий; он сверкает, словно стекло, как драгоценные камни; прекрасны эти полы, настеленные морозом. Когда замирает жизнь, научи меня мудро принять это время для созерцанья; помоги погрузиться в себя, чтобы взращивать мудрость.
Бусина для руны Йера/Джер: Лето — людям отрада: в эту пору Господь, святой Владыка Небес, выводит на свет из земли плоды для богатых и бедных. Пусть работа моя приносит плоды и награды; да пожну я большой урожай, чтобы Ты мной гордился, Ингви.
Бусина для руны Эйваз/Эох: Тис — могучее древо с твердой, грубой корой; держится крепко в земле, опираясь на корни; это хранитель огня и отрада усадьбы. Да не заблужусь я в Иных мирах, позабыв о мире своем; да обрету я крепкие, прочные корни для дел созиданья.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Перт/Пеорт: Пеорт — развлеченье и отдых для храбрых, где воины дружно пируют в обильных палатах. Да буду я помнить о том, что жизнь — это поле великой игры и боги движут фигуры в согласии с целью.
Бусина для руны Альгиз/Эолькс: Осока живет чаще всего на болотах; она растет под водой; она беспощадно ранит и обагряет кровью того, кто ее коснется. Да буду я чтить святую природу богов и помнить о том, что она грозна и чудесна.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Совелу/Сийил: Солнце — радость надежды для всех моряков, что странствуют в дальних краях над рыбьей купелью, пока жеребец глубин не принесет их на сушу. Да будет Твой свет, о Ингви, моим маяком: да ведет он меня к моей цели — каждый миг, каждый день моей жизни.
Бусина для руны Тейваз/Тир: Тиу — звезда-проводник; она не обманет князей; она постоянно в пути над туманами ночи; она никогда не подводит. Пусть надежда мне светит сквозь тьму, помогая не сбиться с пути.
Бусина для руны Беркана/Беорк: Береза не плодоносит, но все же покрыта листвою и щедро пускает побеги; прекрасны ветви ее; крона ее высока, густо укрыта листвой и упирается в небо. Да буду я помнить о женской силе своей, давать защиту и кров тем, кто достоин заботы, и гордиться той красотой, что мне дана от природы.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Эх/Эваз: Конь — отрада князей, воинам загляденье; копыта — гордость его, когда богатые мужи беседуют между собою верхом на конях боевых; и он — всегда утешенье тому, кто не знает покоя. Да буду я чтить природу, как подобает; да буду я помнить о связях, скрепляющих все живое.
Бусина для руны Манназ/Манн: Человек в час веселья дорог своей родне, но всяк от него отвернется, когда Господь пожелает повеленьем своим предать земле эту бренную плоть. Да буду я чтить свои связи с другими людьми, укрепляя новую дружбу, заботясь о старой и не поддаваясь излишнему гневу с врагами.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Лагуз/Лагу: Вода бесконечной покажется людям, если они рискнут отправиться в путь на корабле ненадежном; волны морские вселяют в них многие страхи, и жеребец морей непокорен узде. Да буду я помнить о том, что на смену приливу приходит отлив, а на смену отливу — прилив. Так же и с нами, людьми: мы состоим из воды. Да буду я помнить о том, что все мы подвластны смене времен и течений.
Бусина для руны Ингуз/Инг: Инг самым первым был среди восточных данов, кого увидели люди, пока он вновь на восток не уплыл по волнам. Вот каков тот, кого хердинги кличут героем. Каждый свой день я посвящаю тебе, о Фрейр; да буду я жертвой Тебе, радостной и благодарной; раздели меня меж людьми и с любовью прими в Себя.
Бусина для руны Дагаз/Дэй: День — сияющий свет Творца, посланник Господень; людям любезный, надежда и радость равно богатым и бедным и польза для всех живущих. Да проживу я каждый свой день мудро и бережливо; да не истрачу я зря свое время; да буду я помнить о том, что тяготы не вечны, а почивать на лаврах — вредно и неразумно.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Отила/Этель: Усадьба мила любому, кто может жить по закону и соблюдать обычай в дому своем изобильном. Да будет мой дом местом покоя и отдохновенья, укрывая от всех невзгод и меня, и близких моих.
Бусина для руны Ак: Дуб растет на земле для сынов человека; он — пропитание свиньям. Странствует часто он над купелью бакланов; море покажет, сдержит ли дуб свою
благородную клятву. Да будет отрадой мне красота природы; пусть обновляет она душу мою и тело; да послужат мои труды исцеленью земли.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Ос: Ясень очень высок и людям весьма любезен. Он твердо стоит на земле и держит место по праву, хотя на него нападают многие люди. Да буду я твердо знать, как держаться крепко и прямо, не уступая тем, кто хочет меня сломить. Да буду я помнить, кто я, и этим гордиться.
Бусина для руны Ир/Юр: Тисовый лук равно для воина и князя — достоинства знак и радость; для всадника он превосходен, надежен в походе. Да пребудут ясность и цель во всех моих мыслях и в каждом моем поступке. Даруй мне твердость вниманья, чтобы я исполняла то, что дóлжно исполнить.
Бусина для руны Иор: Змей — хоть речная рыба, но пищу себе находит только на берегу, прекрасный дом у него, окруженный водою, и там он живет в довольстве. Да не замкнусь я в себе, да не откроюсь сверх меры; помоги мне найти равновесие в служенье Тебе, о Ингви.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Эор: Могила противна сердцу всякого знатного мужа, неотвратимо плоть коченеет трупом и ложе делит с землей. Плоды осыпаются с веток,
радости прочь уходят, распадаются узы клятв. Да воздам я почести Хеле, подобно Тебе, о Ингви, каждое лето в жертву Себя приносящий! Да буду я помнить о том, что смерть и жизнь неразрывны, и каждое завершенье ведет за собой начало.
Бусина для руны Квеорт: Все, что таит в себе яд, все, что таит в себе зло, пусть сгорает в огне — быстро и без мучений. Пусть пепел его питает почву жизни моей; я умащу им лоб в знак пониманья.
Яшмовая бусина: Покой и добрая смена времен в моей жизни. Покой и добрая смена времен в жизни Твоих любимых.
Бусина для руны Стан: Даруй постоянство мне в добрых связях с людьми и в работе моей. Да буду я стойкой, как камни в священных местах. Да сохраню я то, что имею, по воле Твоей, но не настолько много, чтобы утратить свободу.
Бусина для руны Хальк: Да не устану я совершать Тебе возлиянья, служить Тебе любящим сердцем и чтить Твою власть.
Бусина для руны Гар: Да буду я помнить о том, как Ты отдал меч за любовь, хоть и знал, что в конце времен это Тебя погубит. Любовь Твоя к Герд и любовь супруги Твоей к Тебе — пища для искры жизни. Да буду я помнить о том, что любовь — это не только чувства, но и деянья; я посвящаю деянья свои любви к Тебе и к другим.
Крупный янтарь: Да пребуду я, как маяк, сияющий светом Твоим, в Мидгарде, мире людей, — о Ты, Ингви Фрейр, золотой Податель Даров! И пусть этот свет, отражаясь, сияет Тебе, дабы обрел Ты радость в радости нашей!
Подвеска (образ Фрейра): Каждый свой день и каждое дело я начинаю с тебя, Ингви Фрейр, мой добрый и кроткий Господь.
Перевод с англ. Анны Блейз
[1] Pollington, Stephen. Leechcraft: Early English Charms, Plantlore and Healing. Trowbridge, UK: Anglo-Saxon Books, 2000.
[2] “Viking Beads and Necklaces” (http://www.vikinganswerlady.com/vikbeads.shtml).
[3] Нигон (др.-англ. nygon — «девять») — здесь: обращение к девяти божествам. — Примеч. перев.
[4] Др.-англ. Eorðan Moðor— «Мать-Земля». — Примеч. перев.
[5] Молитва для каждой рунической бусины начинается с парафразов соответствующих строф древнеанглийской (англосаксонской) рунической поэмы. — Примеч. перев.