Авторы: Эдред Торссон, Фрейя Асвинн, Галина Красскова, Рейвен Кальдера, Ян Фриз, Квельдульф Гундарссон, Кеназ Филан.
Edred Thorsson (c)
Freya Aswynn (c)
Galina Krasskova (c)
Raven Kaldera (c)
Jan Fries (c)
Kveldulf Gundarsson (c)
Kenaz Filan (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Толкования Эдреда Торссона
1. Из книги "Футарк: учебник рунической магии"
Названия:
Протогерм.: isa (Иса: лед)
Готск.: eis (Эйс: лед)
Др.-англ.: is (Ис: лед)
Др.-сканд.: iss (Исс: лед)
Варианты начертания:
Фонетическое соответствие: i.
Эзотерическое толкование названия: первичная материя/антиматерия.
Идеографические толкования: сосулька или поток/волна первозданного льда из Нифльхейма.
Комментарий
I-руна — это сила, противоположная F-руне. Isa — мировой лед, изливающийся из Нифльхейма. Она символизирует не столько материю, сколько антиматерию, которая соединяется с энергией из Муспелльхейма и порождает, собственно, то, что мы называем «материей» (Мидгард). В некоторых отношениях isa подобна понятию первоматерии из других философских систем. Символически ее таинство можно представить как «черную дыру». I-руна — это сила тяготения, гравитация, инерция и энтропия в мультиверсуме. В мифологии проявления этой силы предстают в образах инеистых великанов (хримтурсов). Isa — неподвижность и отсутствие вибраций, и это — уникальная тайна германской космогонии/космологии. Эта концепция столь же метафизична, как и та, которая носит название «дух».
Лед и огонь — силы, сотворившие мир; но эти же силы положат конец «бытию».
Isa — символ индивидуального «я», поскольку оказывает центрирующее и сосредоточивающее действие. Это сила, поддерживающая целостность эго-«я» в ходе непростых испытаний посвятительного процесса, и в этом отношении она — мост, связующий миры и ведущий через воды.
Ключевые слова:
Мировой лед
Антиматерия
Сосредоточение
Эго
Гальдр:
isa isa isa
iiiiiiiiii
iiiiisssss
(sssss iiiii)
iiiiiiiiii
Стадхи
1. Стоя прямо, вытянуть руки по швам и крепко прижать их к бокам.
2. Стоя прямо, поднять руки над головой, прижав ладони друг к другу.
Магическое применение:
1. Развитие сосредоточенности и воли.
2. Ограничение, остановка действия нежелательных сил.
3. Глубинная интеграция эго в рамках уравновешенной системы мультиверсума.
4. Способность управлять другими живыми существами и ограничивать их проявления.
2. Из книги "Руническая традиция: учебник эзотерической рунологии".
«Лед» I-руны — это не лед Нифльхейма, а тот ледяной поток, который изливается из этого холодного мира навстречу огням Муспелльхейма. Это проявление сосредоточенной силы абсолютного сжатия, абсолютной неподвижности и полного отсутствия вибраций. Сила руны Иса собирает огонь в «средоточии» и формирует «градину» (), на основе которой возникает то, что мы называем «материей». I-руна — это своего рода первоматерия (или сила уплотнения, благодаря которой возникает эта изначальная субстанция). Это абсолютная мощь энергии, обращенной вовнутрь и не менее разрушительной, чем огонь (выраженный в руне Феху), но в том состоянии, к которому стремятся сознательные силы мультиверсума, эти два начала уравновешивают друг друга. Когда же верх берут бессознательные силы, равновесие этой модели нарушается: разрушительные энергии огня и льда вырываются на свободу. Однако не следует забывать, что это чередование состояний естественно для развивающейся вселенной. Для настоящих перемен необходимы периодические выбросы разрушительных сил.
В личностной сфере Иса формирует многогранное, полипсихическое «омниэго» («все-я»), то есть индивидуальное осознание всех аспектов целостного психофизического комплекса. Она соединяет все эти аспекты в гармоничную предзаданную систему, наиболее наглядно проявляющуюся тогда, когда ум пребывает в совершенном покое и сосредоточенности. I-руна — это своего рода психологическая скрепа, поддерживающая целостность «я» даже под сильным напряжением посвятительного процесса. Но если статичный скрепляющий материал не уравновешивается динамическими процессами, это влечет за собой отупение и застой.
Иса символизирует точку сосредоточения и первый этап ее развития — прямую линию. Эти два образа служат мостами к обретению сознательного доступа в иные измерения за пределами Мидгарда. Иса — прочная опора, по которой наше сознание может переходить в иные миры, но иногда этот мост сужается до волоска и идти по нему становится непросто.
Толкование Фрейи Асвинн
Из книги "Руны и мистерии северных народов"
Традиционное значение: лед.
Иса — третья руна второго атта. Как и первые две руны этого атта, Иса связана с одной из стихий — со стихией льда. Иса — это замёрзшая вода, вода в самом плотном её состоянии. Вода подвижна, а лёд твёрд и статичен. Таким образом, Иса воплощает собой принцип сохранения и противостояния переменам. Как противовес развитию, замедляющий перемены, она эквивалентна оккультному «защитному кругу». Иса — это необходимая противодействующая сила, без сдерживающего влияния которой эволюция вышла бы из предначертанных ей рамок и вылилась бы в неконтролируемое, хаотичное разрастание, подобное раковой опухоли.
Лёд враждебен всему живому, и не случайно древние скандинавы воспринимали его как вызов, требующий полного напряжения сил. В результате они не только преуспели в борьбе за выживание в неблагоприятных условиях, но и обогнали в развитии многие другие народы, превратившись в стойкое и выносливое племя воинов. Однако побочным следствием этого явилось пренебрежение духовными ценностями, из-за которого затормозилось развитие местной духовной культуры. В итоге народы Севера приняли христианство — чуждую им религию Средиземноморья. В сущности, они поступили так, потому что у них не было выбора, — а в результате мы вынуждены теперь довольствоваться лишь жалкими остатками того, что некогда было многообещающей национальной традицией.
Иса символизирует силы, направленные на обретение материальных ценностей. Она «сгущает» и «уплотняет» дух, превращая его в материю. Это руна самосохранения и самодостаточности, в позитивной своей ипостаси проявляющаяся как здоровый индивидуализм и способность выживать в любых условиях, а в негативной — как эгоцентризм и установка «каждый — сам за себя». Северные народы утратили чувство общности и, в целом, предались погоне за скорой выгодой и удовольствиями — в отличие от так называемых «примитивных» народов, обитающих в жарких странах, которым никогда не приходилось сталкиваться со столь суровыми испытаниями, но которые, тем не менее, сохранили чувство единства и не поддались взаимному отчуждению. Материализм и эгоизм непременно нас погубят — если только мы не перестанем продавать, покупать и эксплуатировать друг друга и не научимся сотрудничать между собой и со всей Природой на благо своего народа и всего человечества.
Иса связана с Верданди — норной, управляющей настоящим. Как уже говорилось, Иса статична: она просто «есть». Её предназначение — сохранять вещи такими, каковы они есть, то есть удерживать настоящее в неизменности. Сама по себе она инертна: она всего лишь сохраняет, «консервирует». Найти общий язык с этой руной нелегко, так как она холодна, тверда и неподатлива. Она представляет тёмную сторону Богини — богиню бесплодную, неспособную к деторождению; в скандинавской мифологии в такой роли выступает Ринд, трижды отказавшуюся родить Одину сына, который отомстил бы за Бальдра — солнечного бога, олицетворяющего полную противоположность руны Иса. Ринд в этом мифе символизирует скованную льдом Землю, не желающую уступить объятьям Солнца, которое в данном случае воплощает собой Один. Кроме того, Иса властвует над Йотунхеймом — миром инеистых великанов, олицетворяющих разрушительные силы зимы.
На психологическом уровне Иса символизирует наше «я» в самом прозаическом смысле, а также способность к индивидуальному выживанию благодаря сосредоточению сил. Иса отлично помогает сосредоточить волю на одной избранной цели. В руническом раскладе она указывает на те области бессознательного, в которых прочно запечатлелась определённая схема реакций. Что бы ни представляла собой эта схема, изменить её, как правило, очень трудно, а то и вовсе невозможно (как вообще нередко случается с глубоко укоренившимися привычками и застарелыми предрассудками). В большинстве случаев рекомендуется оставить эти области в покое: если вы не полностью отдаёте себе отчёт в том, что делаете, попытка активизировать их только усугубит проблему. Но если вы всё-таки хотите исследовать такую область, прибегните к помощи Совуло или даже Турисаз. Эти огненные руны представляют силы, противоположные руне Иса. Они откроют вам доступ к застывшей схеме, укоренившейся в бессознательном, и символически растопят сковавший её лёд, после чего её можно будет изменить по вашему усмотрению. Ещё лучше воспользоваться руной Кеназ, так как она представляет не стихийный, а укрощённый огонь и, вдобавок, способствует исследованию и приобретению знаний.
В гадании Иса обычно символизирует некое раздражающее влияние или противодействие вашим планам. Вне зависимости от заданного вопроса она чаще всего означает, что в ближайшем будущем возможности для перемен не представится. Желаемая перемена произойдёт не раньше, чем через три месяца (эквивалент одного сезона); впрочем, её можно приблизить, прибегнув к магической помощи одной из огненной рун.
В некоторых случаях руне Иса находится полезное применение. С её помощью можно свести на нет действие любой разрушительной или агрессивной силы, направленной на вас как магическими средствами, так и просто в ожесточённом споре. Мысленно представив себе руну Иса, вы быстро охладите все страсти. Сосредоточенная сила этой руны — единственный достойный противовес действию Турисаз. Иса отлично служит для самозащиты и отражения любой магической атаки. Можно использовать её и как упреждающее средство — чтобы предотвратить какое-либо возможное действие. Магические войны — большая редкость, и чтобы какой-нибудь мастер рун или адепт иной магической традиции напал на человека, должна сложиться поистине чрезвычайная ситуация; но в том маловероятном случае, если вы всё-таки подвергнетесь атаке, Иса послужит вам надёжной защитой.
Толкования Галины Крассковой
1. Из книги: "Руны: теория и практика"
Традиционное значение: лед.
Древнеанглийская руническая поэма:
Is byþ ofereald, ungemetum slidor,
glisnaþ glæshluttur gimmum gelicust,
flor forste geworuht, fæger ansyne.Лед — очень холодный и неимоверно скользкий;
он блестит, как стекло и как драгоценные камни;
эти полы, что настлал мороз, приятны для глаза.
Старонорвежская руническая поэма:
Ís kollum brú bræiða;
blindan þarf at læiða.Лед называем мы широким мостом;
нужен слепцу поводырь.
Исландская руническая поэма:
Íss er árbörkr
ok unnar þak
ok feigra manna fár.
glacies jöfurr.Лед—
кора рек,
крыша волны
и смерть обреченным.
Современная руническая поэма Э. Вонгвизит:
Всё это — лишь ожиданье,
когда упадет сосулька
и снежную корку пронзит своим острием.
Этот миг напряженья,
предвкушенья того, что случится,
одни называют «покой»,
другие — «застой», «энтропия»,
но это «сейчас», которому нет конца, —
это всё, к чему стоит стремиться:
беспредельный застывший миг.
Впечатления от руны
Иса — руна покоя и тишины. Это погружение в себя в поисках той точки безмолвного созерцания, которая так важна для духовного роста. Это сосредоточенность в центре своей сущности, но и постоянная готовность впустить в себя бурные, кипучие, рожденные Йотунхеймом силы синергии, преображения и перемен. У меня с этой руной ассоциируется, в первую очередь, богиня Скади, потому что Иса олицетворяет молчание охотника, выслеживающего добычу, и потому что ей сродни холодная и дикая музыка ледяной тундры. При мысли об этой руне я вижу северное сияние над снежными просторами, карликовые сосны и стаи полярных волков.
Руну Иса я нередко использую для того, чтобы окружить себя прочным, как алмаз, зеркальным щитом. Иса — сверкающая руна; она представляется мне как твердая корка льда, ярко блестящая под зимним солнцем. Иса — это сдержанность, сосредоточенность и покой, но совершенной неподвижности в ней нет. Она подобна ветви дерева, простой и твердой, но в глубине, под корой, бурлящей соками жизни. Красота ее подобно не столько хрупкому цветку, сколько отточенному клинку. Иса неумолима, неподатлива и непоколебима. Ничто не в силах остановить ее на пути. Ее тихое созерцание не пассивно: оно кипит жизнью и изобилием потенциальных возможностей. Это питающее душу уединение, из которого рождается всё творчество. Это клубящаяся тьма под покровом полярных льдов, на первый взгляд неподвижная и отгороженная от внешнего мира, но в действительности исполненная жизни и движения. В этой руне есть нечто электрическое.
Иса — руна границ. В общении с другими людьми (и особенно — в любовных отношениях) мы нередко отдаем слишком много, разбрасываясь и расточая себя. Иса защищает от этого. Она стоит на страже наших личных границ. Она не дает нам утратить душу. В этом плане она превосходно сочетается с Манназ, которая учит здоровому, уравновешенному общению и партнерству, и с Иор, которая тоже связана с установлением и поддержанием правильных границ. Иса учит нас беречь себя — не в ущерб отношениям с другими людьми, но в качестве необходимой основы для этих отношений. Иса — это та область нашей личности, которую необходимо защищать, питать и поддерживать любой ценой.
Именно поэтому она может проявляться как руна глубокого и интенсивного динамического взаимодействия. Чтобы общаться с человеком, твердо стоящим на прочном основании Исы, нужно быть очень уверенным в себе. В своей негативной ипостаси Иса может доводить этот принцип самозащиты до нездоровых крайностей, внушая нам холодность и отчужденность. Это руна воина, руна человека, который нашел источник своей самости и силы, погрузился в этот источник, признал и принял его и использует его благоразумно, но совершенно сознательно и целенаправленно.
Иса подобна опорному столбу жилища. Кроме того, ее можно уподобить шесту, воздвигавшемуся для проклятия врагов, потому что и то, и другое — символы защиты и силы. Эта необыкновенно честная и цельная руна. Вода — стихия превращений: она может проявляться в самых разных формах — и как пар, и как поток, и как стоячий пруд, и как лед, — но химический состав ее остается неизменным. В этом — главная тайна руны Иса.
Боги и богини, связанные с руной Иса:
Скади.
Прочие ассоциации:
лед, зима; алмазы Геркимера, алмазы, белый кальцит, горный хрусталь; защита, центрирование; самодостаточность; стрелы, копья, стены; ель, сосна; волки.
2. Из заметок в блоге
Чаще всего руну Иса используют как щит, и в этом качестве она действительно очень эффективна. Но здесь надо соблюдать осторожность. Бытует мнение, что лед (и, соответственно, руна Иса) — это символ стазиса, энтропии, стагнации и неподвижности. Ничего подобного! Чтобы понять руну Иса, нужно понять истинную природу льда, ледников и Нифльхейма, холодного мира снегов и льдов.
Лед тесно связан с принципами сжатия и расширения. В нем действительно есть элемент стазиса и покоя, но это не обязательно энтропия. Лед просто удерживает свое пространство, не уступая ни пяди. Это принцип защиты своей территории. Лед — пожалуй, самая территориальная и иерархичная из всех стихий. Он безжалостен, но прекрасен. Он грандиозен и непоколебим. И вместо того, чтобы сдаться и уступить, он просто принимает другие формы — тумана или воды, слякоти, инея или снега, — и в этих формах полностью сохраняет свою территорию за собой. Со льдом имеет смысл работать не как с разновидностью воды, а как с отдельной стихией, хотя они и способны превращаться друг в друга. Духи этих двух стихий совершенно несхожи между собой. Вода гораздо более «цивилизованна», даже в самых «диких» своих проявлениях, а лед — не в пример более хтоническая стихия.
Для наших предков лед был воплощенным ужасом. Он олицетворял ту ползучую тьму, от которой стыла кровь в жилах и цепенели сердце и ум. Оннашептывал: «Еслитыокажешьсяслишкомслабым, тыневыживешь. Такбудьжесильным! Если ты ослабнешь, я заберу тебя». Разумеется, все стихии совершенно чужды человеку, но лед, как мне кажется, — самая беспощадная из стихий. Это символ выживания сильнейшего, символ мучительных испытаний и противоборства, символ коварных и опасных сил, угрожающих самому существованию человеческого рода. И это же — символ если не идеального совершенства, то, по крайней мере, выдающегося мастерства. Он требует выбирать и взращивать самых лучших, самых умных и сильных, самых хитрых и здравомыслящих представителей вида. Он не оставляет места для сантиментов, для фиглярства и самообмана. Все, что для него имеет смысл, — это выживание; и если в борьбе за выживание человек познает свою силу и сможет сотворить нечто красивое и достойное, то можно будет признать, что вложенные в него усилия не пропали втуне. Вот таков лед: он видит потенциальную ценность человека, но не позволяет себе личной заинтересованности в нем, пока этот потенциал не подтвердится реальными достижениями. Это не значит, что он не скорбит о потерпевших неудачу; это значит лишь то, что он призывает упавшего встать, собраться с силами и идти дальше.
Иса — это мост между культурой наших предков и культурой современности. Это суровая и жесткая руна, и ее уроки способны потрясти человека до основания. Иса признаёт, что путь к совершенству долог и труден, и готова терпеть и ждать. Лед может быть необыкновенно терпелив. Иса побуждает человека смотреть в себя и сознательно превращать себя в того, кто способен добиваться целей и достоин того, чтобы жить. Итак, распространенное убеждение в том, что Иса (и лед) обозначают неподвижность, ошибочно. Действительно, эта руна и связанная с ней стихия, кажутся неподвижными — но только на первый взгляд. В глубине, под поверхностью, они исполнены движения, бурлящей энергии и эмоций. В гадании Иса может указывать на необходимость самоконтроля: «Сохраняйте внешнее спокойствие, — советует она. — Не торопитесь. И не расточайте себя попусту».
Тем, кто в силу профессии оказывает помощь другим людям, часто рискуют впасть в созависимость. И здесь также может помочь Иса. Она напоминает, что, помогая другим, следует заботиться и о собственной безопасности. Иса учит устанавливать и поддерживать подобающие границы и при необходимости укреплять их. Некоторые руны помогают работать с людьми непосредственно, но Иса не из их числа. Она учит нас работать с самими собой, работать самостоятельно. Она учит выпутываться из нездоровых, вредных или непродуктивных отношений, учит быть независимыми и самодостаточными. Прежде чем уступить другим что-то свое, Иса выжидает и наблюдает очень, очень долго. В ней таятся неимоверная сила и страсть, но открыть их миру она не торопится. «Крепкостойнасвоем, — говоритона. — Ты— этоты. Не надо жертвовать собой ради того, что тебе не нужно; а этот человек тебе не нужен — по крайней мере, не настолько. Будь собой, найди свою точку покоя. Найди свое место силы и будь счастлив». Иса — руна исследователя-одиночки, руна самостоятельного развития и накопления силы. Она не придает ни малейшей ценности тем отношениям, которые могут нарушить святость ее границ. От таких связей она отказывается быстро и безо всяких сожалений. Да и вообще, сожалеть о чем бы то ни было ей не свойственно. Она может осмыслить прошлые ошибки, чтобы исправить их и чему-то на них научиться, но сожалеть о содеянном не станет. Сожаления, с ее точки зрения, — это пустая трата времени и сил, а Иса, как и родственные ей духи льда, ничего и никогда не тратят впустую. При этом Иса прекрасно может работать в группе — не вопреки, а именно благодаря своей самодостаточности. Она не привязывается к коллегам, не размывает границы отношений, не проявляет пассивной агрессии. Всеэтоейненужно. Онауверенавсебеинезависима. Она целостна.
Иса ценит эстетическую сторону жизни. Стихии льда присуще обостренное чувство красоты: у каждого ледника — своя песнь, да и сам лед в своем природном окружении великолепен. Но эта красота признаёт необходимость жертв и платы за свое существование. Иса убеждена, что достичь сколько-нибудь достойных целей без упорной, сознательной и тяжелой работы невозможно. А то, что не служит никаким достойным целям, Иса не ставит и в грош. Она, как ни одна другая руна, требует от нас безжалостно выкидывать на метафизическую помойку весь ненужный сор из сердца и души.
Толкования Рейвена Кальдеры
1. Из статьи "Дети пустоты: руны как духовные союзники"
Иса/Ис: Снежная королева
Госпожа Иса, как подразумевает само ее имя, означающее «лед», выглядит именно так, как мы привыкли себе представлять Снежную Королеву. Высокая, бледная, с голубыми, как тени на снегу, глазами, с волосами, черными, как вода подо льдом, она облачена в белые с серебром одежды. Держится она чопорно и надменно; к большинству людей она относится безо всякой симпатии и не скрывает этого. Однако морочить вам голову Иса не станет: она либо поможет, либо просто уйдет, иногда не преминув отпустить при этом какое-нибудь язвительное замечание. Как и Нит, она отлично умеет говорить «нет» и ставить границы там, где им самое место. «Все когда-нибудь кончается, — говорит она. — Неограниченный рост нарушает равновесие. Некоторые вещи должны оставаться неподвижными, чтобы другие могли двигаться вокруг них». Если вы польстите ее тщеславию, то с большей вероятностью сможете добиться от нее поддержки, потому что на самом деле ей нравится пользоваться своей силой, способной остановить любой процесс даже в самом разгаре. Ни в коем случае не унижайте ее достоинство и не намекайте, что ей стоило бы немного расслабиться, — если, конечно, не хотите превратиться в глыбу льда под ее презрительным взглядом. Из всех местностей девяти миров госпожа Иса, естественно, предпочитает заснеженные равнины Нифльхейма.
2. Из статьи "Путехождение с рунами"
Иса, или Ис, Руна Сосульки, — классическое магическое средство остановки процессов. С ее помощью можно «склеить» предметы, сложенные слишком шатко, «приморозить» что-нибудь к земле (теоретически, посторонние по-прежнему смогут поднять эту вещь, но им будет очень неохота это делать), а при большом опыте работы — даже остановить что-нибудь или кого-нибудь на полном ходу. Если вы использовали руну Гар и она потащила вас вверх или вниз слишком быстро, Иса может временно остановить «лифт», так что вы успеете собрать вещи и сойти. Кроме того, Иса замедляет разложение и защищает вещи от нагревания, так что ее полезно рисовать на любых вместилищах из нестойкого материала. Наконец, Иса — хорошая вешка и магнит для Нифльхейма: если вы захотите попасть туда, можете использовать эту руну.
Чертится Иса большим пальцем, сверху вниз. Ее цвет — бледно-голубой цвет льда или белый.
Толкование Яна Фриза
Иса — единственная из рун, форма которой никогда не менялась, какие бы перемены ни постигали рунический ряд. Символ ее оставался неизменным, и эта «остановка в развитии» — одно из основных значений данной руны. Древнеанглийское is, древневерхненемецкое is и древнеисландское iss восходят к индоевропейскому корню *eis-, что значит «лед, иней». В «Старшей Эдде» встречаются указания на древние эпохи льда, на сотворение жизни из огня и льда и на великанов ледяной стихии — инеистых турсов. Лед — это застывшая вода: жидкость (временно) становится твердой, и ее развитие приостанавливается.
Лед холоден, прекрасен и опасен. Под ледяной корой, покрывающей озера, реки и даже прибрежные воды морей, незримо продолжается жизнь — в глубине, во тьме. Ледяной мост может соединить берега, но идти по нему следует очень осторожно и очень медленно. Иногда лед застывает таким образом, что его поверхность испещряют бесчисленные линии, пересекающиеся под разными углами, и глаз опытного гадателя может выявить в этих узорах очертания рун. Кроме того, с руной Иса связан образ горной богини Скади, некогда привязавшей себе на ноги лунные серпы: так были изобретены коньки.
Поза руны Иса оказывает неожиданно отрезвляющее действие. Она «замораживает» астральные потоки и сводит мага к простейшей из всех возможных форм — прямой линии, соединяющей небо и землю. Традиция нередко связывает эту руну с образами человеческого «я», и действительно, все наши идентичности — не более чем застывшие образы, в которых мы пытаемся удержать то, что от природы пребывает в вечном движении, в вечном потоке перемен.
Кроме того, Иса связана с древневерхненемецким словом isarn = «священный металл», т.е. «железо». Первое железо — это и впрямь «священный металл», металл, упавший с небес. В нескольких исландских кеннингах лед выступает как символ железа: например, «лед валькирий» (меч) или «лед запястий» (браслеты из железа или серебра). Древнеисландское слово isarn и древневерхненемецкие isin, isenin, isinin означают «железо», но нередко используются как метафоры оружия любого рода. Оружие тоже имеет некоторое отношение к образам человеческого «я», но едва ли имеет смысл распространяться об этом подробно.
Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона
Из книги "Тевтонская магия"
Звук в гальдре: ecceeceeccee (как в английском слове see [си], поется на одной высокой ноте, резкой и напряженной, но абсолютно ровно, без малейших колебаний и отклонений тона).
Буква: I.
[Лед] — холодный и скользкий;он сверкает и, как стекло, прозрачен,
он очень похож на драгоценные камни;
красивы эти полы, настеленные морозом.
— Древнеанглийская руническая поэма [Лед] мы зовем широким мостом;
нужен слепцу поводырь.
— Старонорвежская руническая поэма [Лед] — корка реки,
и крыша волн,
и опасность для обреченных.
— Древнеисландская руническая поэма
Знаю девятое, —
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.
— «Речи Высокого», 154
Руна Иса, «лед», — это сила стихии Нифльхейма. Если суть огня — это энергия, расширение, движение, страсть и перемены, то суть льда — вещественность, сжатие, неподвижность, спокойствие и неизменность. Несмотря на то, что в Нифльхейме хранятся первозданная закваска жизни и первозданный яд смерти, проявиться непосредственно изо льда они не могут: чтобы это случилось, бурлящие воды Хвергельмира должны растопить лед. Стихия льда олицетворяет совершенную неподвижность, а значит, в конечном счете, антиматерию, поскольку без движения, скрепляющего элементарные частицы в составе атома, все сущее распалось бы без следа.
Однако в Мидгарде лед, как и огонь, проявляется в умеренном виде: обе эти стихии в некоторой степени присутствуют во всех вещах, и здесь лед — это всего лишь сила, замедляющая энергию и вызывающее уплотнение и сосредоточение. Если руна Феху олицетворяет тепло, плодовитость, жизненную силу и борьбу, то руна Иса воплощает в себе холод, бесплодие, смерть и покой неподвижности. Под «широким мостом» в старонорвежской рунической поэме, по-видимому, подразумевается река, скованная льдом: такой «мост» и впрямь очень широк. В контексте Девяти миров здесь может иметься в виду мост, ведущий в Хель, и тогда во второй строке речь, вероятно, идет о слепом боге Хёде. Не будем забывать, что в сознании древних скандинавов Нифльхейм, мир льда, был тесно связан с миром Хель. Чтобы достигнуть царства Хель, нужно понизить уровень внутренних вибраций; упомянутый мост «широк» потому, что сделать это очень легко, — в сущности, это естественный путь для всякой души после смерти. Противопоставить ему можно очистительный огонь (высочайший уровень вибраций) узкого моста в Асгард — Бифрёста.
Иса, I-руна, — это еще и сила человеческого «я» [англ. I], и в этом отношении она служит мостом, то есть безопасным переходом, через бурные воды (Лагуз) инициации — во-первых, потому что она защищает «я» от растворения, удерживая сознание витки в полной сосредоточенности и защищая его от внешнего давления, а во-вторых, потому, что она служит прочной духовной опорой при путешествии через темную бездну. «Опасность для обреченных», упомянутая в другой рунической поэме, подразумевает, что вступать на этот путь без должной подготовки очень рискованно. Лед вашего «я» может казаться толстым и крепким, но под его сверкающей поверхностью может таиться на удивление хрупкий и тонкий слой, и если вы будете преувеличивать свои магические и духовные достижения в угоду собственному эго, ледяной мост воли не выдержит вашего веса. Так или иначе, продвигаться по этому мосту следует с величайшей осторожностью: Иса — действительно очень «скользкая» руна, и малейшая трещина в ледяной броне вашей сосредоточенности грозит падением в темную пучину.
Иса во всех отношениях противоположна руне Феху. Во вредоносной магии ее можно использовать, чтобы навлечь на врага бесплодие, лишить его процветания и изобилия, погрузить его в уныние и подорвать волю к действию. Если Феху — это руна энергии и движения, то Иса — руна оков. С ее помощью можно наложить «оковы войны» и парализовать неприятеля страхом или одержимостью. Она предотвращает или останавливает движение — как в сторону развития, так и в сторону распада.
Как руна сдерживания Иса обычно не используется в непосредственной связке с Феху, за исключением случаев, когда с их помощью управляют энергиями Турисаз и Хагалаз. В «Речах Высокого» Иса описывается как «морская» руна: непокорные стихии, которые она усмиряет и берет под свое руководство, отождествляются здесь с бурными ветрами и водами, но с таким же успехом Иса обуздывает любые другие неуправляемые, мятежные энергии.
В личностной сфере эта руна помогает развивать способность к сосредоточению и стабилизировать личность в целом. Но использовать ее надо с осторожностью, чтобы не навлечь на себя или на другого человека апатию или одержимость какой-нибудь навязчивой идеей.
Иса успокаивает истерики, снимает гиперактивность и беспокойство. А в силу ее связи с Хель и со льдами смерти эту руну нередко используют для магического возмездия и защиты.
В ритуальной практике Иса олицетворяет несгибаемую волю и сосредоточенность мага. Кроме того, с ее помощью можно заглушить душевную или физическую боль.
В сочетании с другими рунами Иса может как связывать, так и отгораживать одну руну от другой, чтобы предотвратить их взаимодействие, хотя, как правило, проще и эффективнее изготовить два отдельных таува.
Из камней с некоторыми аспектами руны Иса хорошо сочетаются алмаз Геркимера, стабилизирующий мысли и энергии, и хризоколла, успокаивающая разум и облегчающая боли, особенно при женских недомоганиях.
Толкование Кеназа Филана
Из заметок в блоге
В вечной мерзлоте сибирской тундры по сей день находят в целости и сохранности тела шерстистых мамонтов, вымерших тысячи лет тому назад. Изучая антарктические ледниковые отложения, исследователи узнают о том, как изменялся климат Земли на протяжении последних 740 000 лет. Спору нет, холод — великий разрушитель: один только малый ледниковый период 1250—1850 гг. н.э. повлек за собой голод и болезни, унесшие миллионы жизней. Но холод — еще и великий хранитель, защищающий от распада. И оба эти качества — и не только они — присутствуют в руне Иса, руне льда.
Эту руну нередко ассоциируют с покоем и застоем, но считать ее неподвижной — большая ошибка. Льды движутся медленно, но изглаживают горы на своем пути и несут на себе огромные валуны и деревья. Иса тоже нетороплива: ей некуда спешить. Она надвигается неотвратимо, как гребень ледника. Она знает, что рано или поздно огни костров угаснут и зеленые поля и пастбища укроются снегом.
Чувство времени и пространства, свойственное этой руне, чуждо человеческим меркам. В гигантских масштабах и невообразимо длительных эпохах, которыми она мыслит, есть нечто от фантазий Лавкрафта. Мы измеряем время днями, часами и минутами, а Иса — целыми эонами. И если нам кажется, что какие-то события развиваются слишком быстро, Иса может их притормозить и дать нам передышку. Она охлаждает горячие головы и разряжает потенциально взрывоопасные ситуации. Она может помочь нам взглянуть на вещи в более широкой перспективе: то, что кажется важным сию секунду, в масштабе геологической эпохи теряет всякий смысл. Иса может даровать холодную и жесткую сосредоточенность, которая сослужит вам хорошую службу в сражении (метафорическом или буквальном). Она поможет вам находиться здесь и сейчас, не погружаясь при этом в сиюминутное: благодаря ей вы сможете подняться над всеми несущественными мелочами и сосредоточиться на вечном.
Подобно воде, лед принимает форму сосуда, и благодаря своей гибкости Иса эффективно работает в составе различных рунических вязей. В сочетании с более подвижными рунами, такими как Уруз или Хагалаз, Иса может обернуться сокрушительной лавиной, а в связке с руной Отила — нерушимым щитом, который укроет вас и ваших близких от любого врага. (Здесь уместно вспомнить, как суровые русские зимы обрекли на поражение Наполеона и Гитлера, а снежные перевалы Гиндукуша превратили Афганистан в «кладбище империй».) В комбинации с целительной руной, такой, например, как Беркана, Иса может унять жар и замедлить развитие инфекции или опухоли, а в связке с Эар — высосать из жертвы жизненные силы и окутать ее могильным холодом.
Ису нередко используют, чтобы поставить преграду на пути противника. Однако с ее помощью можно и устранять препятствия. Замерзая, вода расширяется; она может проникать в трещины и разрушать гранитные скалы. Поэтому в сочетании с Лагуз и Турисаз Иса способна явить непреодолимую силу, которая сокрушит даже самые толстые и прочные стены. Руна воды в этой связке просочится в самые крохотные лазейки и щелки, руна льда расширит их, а руна шипа сметет преграду. Кроме того, с помощью руны Иса можно задержать преследователей, превратив дорогу у них под ногами в скользкий лед, или же поразить их снежной слепотой, если использовать руну льда в связке с Совило.
И, наконец, «консервирующие» способности этой руны можно использовать для того, чтобы закрепить результаты, достигнутые при помощи других рун, оказывающих не столь устойчивое воздействие. Иса в сочетании с Ансуз устроит так, чтобы ваши слова запомнили надолго. Однако здесь нужно соблюдать осторожность: то, что замерзает, спасается от разложения, но при этом нередко теряет жизненную силу. Иса лишь защищает от распада, но не оживляет то, что умерло. Может показаться, что это — вневременная руна вечной зимы, но в действительности Иса связана с сезонным циклом. Всему свое время, и льдам рано или поздно суждено растаять.
Перевод с англ. Анны Блейз