Эйваз

Авторы: Эдред Торссон, Фрейя Асвинн, Галина Красскова, Рейвен Кальдера, Ян Фриз, Квельдульф Гундарссон.

Edred Thorsson (c)
Freya Aswynn (c)
Galina Krasskova (c)

Raven Kaldera (c)
Jan Fries (c)
Kveldulf Gundarsson (c)

Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

 


Толкования Эдреда Торссона

1. Из книги "Футарк: учебник рунической магии"

Названия:

Протогерм.: eihwaz или iwaz (Эйваз или Иваз: тис)
Готск.: eihwas (Эйвас: тис)
Др.-англ.: éoh (Эох: тис) или eow (Эов: рябина)
Др.-сканд.: *ihwar (Ивар: тис) (только в рунических надписях). В Младшем футарке в указанной форме отсутствует, но ее место занимает руна ýr («тис» или «тисовый лук»), имеющая форму . См. Z-руну.
Варианты начертания:
Фонетическое соответствие: точно не установлено; что-то среднее между e и i. В сущности, эта руна — магический знак, для написания слов использовавшийся лишь изредка.

Эзотерическое толкование названия: тис как дерево жизни и смерти — мировое древо, Иггдрасиль.
Идеографические толкования: вертикальный ствол древа мультиверсума.

Комментарий

Eihwaz — это вертикальная ось мира, соответствующая стволу Иггдрасиля, космического древа. У древних скандинавов символом мирового древа в большинстве случаев выступал тис, а не ясень, как полагают многие. Подтверждение этому находится в старинных текстах, где всегда подчеркивается «вечнозеленый» характер древа и упоминается его хвоя, а тис — хвойное дерево. Вариант названия тиса на древнескандинавском языке — barraskr (букв. «хвойный ясень»). Слово «Иггдрасиль» означает либо «конь Игга (Одина)», либо «тисовый столб». Первое значение непосредственного связано с шаманским ритуалом, описанным в «Речах Высокого». Древние скандинавы нередко использовали для описания виселицы поэтическую метафору «конь повешенного». В ходе упомянутого ритуала эриль в поисках мудрости отправляется в Хель (царство мертвых, подземный мир), а оттуда — по всем Девяти мирам. В этом путешествии он пересекает мультиверсум по вертикали.  Руна  образует эту «священную ось», пронзающую и соединяющую между собой три уровня — небесный, земной и подземный. Несколько схожую, но иную функцию исполняет Т-руна, но в том случае акцент стоит на разделении, а здесь — на соединении миров.

EI-руна заключает в себе тайну жизни и смерти — и глубинной мистической связи двух этих процессов. Древесина тиса (Taxus baccata) содержит ядовитый алкалоид, поражающий центральную нервную систему. При правильной обработке из него можно получить мощное галлюциногенное вещество. Немецкий профессор медицины Куковка из Грейцского университета установил, что в теплую погоду тис выделяет ядовитый газ, который может вызывать галлюцинации у тех, кто остановился отдохнуть под деревом. Это открытие немаловажно для тех, кто исследует шаманский характер инициации Одина на ветвях Иггдрасиля. Тис связан не только со смертью: он символизирует стойкость и вечную жизнь. Это объясняется тем, что тис — вечнозеленое, необычайно долгоживущее (до двух тысяч лет) и выносливое дерево с исключительно твердой древесиной. В Европе тисы нередко можно встретить на старинных церковных кладбищах и в местах, где когда-то находились святилища асов.

Eihwaz— это животворная сила и способ ее поддержания.

В скандинавском Младшем футарке эта руна имеет форму и называется ýr, что значит, среди прочего, «тисовый лук». Из древесины тиса, одновременно и прочной, и упругой, нередко изготавливали луки; и, кроме того, с таинством тиса связан бог-лучник Улль. Улль— архаическийбогсмерти, владыказимыиЙоля.

Руна тиса — могущественный став для защиты и изгнания неблагоприятных сил. (В связи с этим см. также руну .) Даже в наши дни в некоторых областях Германии можно услышать магическое присловье: «Vor den Eiben kann kein Zauber bleiben» («Перед тисом не устоит никакое [злое] колдовство»). Кроме того, сохранился рунический талисман, служащий примером «тисовой» магии. Это фризская надпись около 500—650 гг. н.э. на тисовой палочке из Бритсума: «Всегда носи с собой этот тис! В нем заключена сила!»

Ключевые слова:

Космическая ось
Священная инициация
Жизнь/смерть
Стойкость, выносливость
Защита

Гальдр:

eihwaz eihwaz eihwaz
(iwaz iwaz iwaz)
e e e e e e e e e e
(нейтральный, закрытый гласный)
iwu iwa iwi iwe iwo
iwoiwe iwi iwa iwu
e e e e e e e e e e

 

Стадха

Стоя прямо, вытянуть обе руки вперед и вниз под углом 50°, а левую (или правую) ногу согнуть в колене и отвести назад под таким же углом.

Магическое применение:

1. Инициация на Мировом древе и обретение мудрости.
2. Постижение таинства смерти/жизни и освобождение от страха смерти.
3. Развитие духовной стойкости и силы воли.
4. Духовное творчество и духовное понимание.
5. Защита от вредоносных сил.
6. Прирост личной силы.
7. Взаимосвязи между различными уровнями реальности — мирами Иггдрасиля.
8. Воспоминания о прошлых жизнях в потоке рода.

 

2. Из книги "Руническая традиция: учебник эзотерической рунологии".

EI-руна — это вездесущая центральная ось мироздания, мировой омфалос и вторая из двух срединных рун ряда. Это ствол Мирового древа, Иггдрасиля; это электрическая дуга, которую образует в своем неутомимом движении белка Рататоск, сеющая вражду между орлом на вершине Древа и великим змеем Нидхёггом у его корней.

EI-руна динамическим образом объединяет крайние противоположности — жизнь и смерть, день и ночь, лето и зиму (см. Th-руну и D-руну, и обратите внимание на числовые соответствия: 3—13—23). Эйваз — стержень трех миров: неба, срединной земли и подземного мира (Асгарда, Мидгарда и Хель). Это путь преображения сущностей любого из этих трех миров в сущности, принадлежащие любому из двух остальных. Этотаинствопревращения«материальных» предметовв«духовные».

EI-руна — это дремлющий внутри нас самодостаточный огонь преображения (который приводится в действие N-руной и достигает проявления в К-руне). Это тот сокровенный и бессмертный огонь воли, который может сохранять жизненную силу и в смерти (в зимнюю пору), — непоколебимыйдухстойкости.

По этому «тисовому стволу» в человеке восходит и нисходит сквозь «колеса» тела преображающий магический огонь (см. S-руну). Именно на это великое таинство намекают рунические поэмы.


Толкование Фрейи Асвинн

Из книги "Руны и мистерии северных народов"

Традиционное значение: тис.

Долгое время мне было очень трудно наладить контакт с этой руной. Я глубоко признательна Эдреду Торссону и Торольфу Уордлу, высказавшим идею о том, что тис — это не что иное, как Иггдрасиль. Поскольку в этой книге я ставлю перед собой задачу выразить своё личное понимание рун, приобретённое в непосредственной работе с ними, я стараюсь ничего не списывать из других руководств и не заимствовать идеи у других авторов. В тех же случаях, когда избежать этого невозможно, я всегда это оговариваю и приношу благодарность тем, кто подсказал мне удачную мысль. Далее в этом разделе — за указанным исключением — представлены результаты моих личных исследований.

Итак, Эйваз символизирует мировое древо — Иггдрасиль. Но помимо этого, она также напоминает позвоночник — опору всего тела. Эйваз — это духовный аналог позвоночника, точно так же как Иггдрасиль, поддерживающий всё мироздание, можно уподобить позвоночнику вселенной. Позвоночник человека состоит из двадцати четырёх позвонков (не считая сращенных крестцовых и копчиковых), что сразу же вызывает ассоциацию с двадцатью четырьмя рунами общегерманского футарка. Далее, Иггдрасиль охватывает девять миров, восемь из которых можно соотнести с духовными центрами тела, в традиционном оккультизме известными под восточным названием «чакры» и отвечающими, по-видимому, за энергообмен между духовным и физическим планами (на древнескандинавском эти передатчики духовной энергии можно обозначить словом hvel — «колесо»; этот термин употребляется в данном контексте и в трудах Рудольфа Горслебена). Девятый же мир — Мидгард — соответствует физическому телу. Каждая чакра, в свою очередь, соотносится с одной из основных желёз внутренней секреции. В оккультной традиции обычно выделяется семь чакр, но в моей системе их восемь: кроме семи общеизвестных, я учитываю энергетический центр, расположенный под ногами. Поставив чакры в соответствие восьми мирам (кроме Мидгарда), их затем можно активизировать с помощью определённых рун, перечень которых дан в главе 4. Поскольку эта техника требует известных навыков и находится ещё в стадии разработки, привести конкретные результаты этой магической теории я пока не могу; скажу лишь, что дерзанье — залог победы. Или не духом дерзанья прославились в мире народы Севера?

А дерзанье, между прочим, самым непосредственным образом связано с символикой этой руны. Эйваз традиционно ассоциируется с охотой, в первую очередь — охотой с луком и стрелами, которые делали из тисового дерева. А охота всегда была уделом смельчаков, особенно в древности. Сила этой руны — в мощи и напористости. Под влиянием Эйваз можно очертя голову броситься в любую авантюру. Это руна действия, борьбы, настойчивости и выносливости. Эйваз — это пробный камень на пути мага. По личному опыту могу сказать, что Эйваз нередко появляется в раскладе тогда, когда кверент выражает сомнения по поводу какого-либо предприятия. В таких случаях она неизменно советует идти на риск. «Дерзай!» — говорит она.

Связь этой руны с испытанием, которому подвергся Один на ветвях Иггдрасиля, отразилась в одной народной голландской игре — Paaltje Zitten, что можно перевести как «сидение на столбе». Именно в этом она и заключается. В землю вкапывают огромные столбы, мужчины взбираются наверх и сидят там, сколько выдержат. Цель состязания, само собой, — продержаться дольше всех. Не слишком ли дерзко с моей стороны предположить, что эта игра — пережиток какого-то древнего, ныне забытого ритуала? А во Фризии — области, в эпоху родоплеменной старины охватывавшей целый ряд северных и южных провинций Голландии, — существовал иной, гораздо более древний обычай. Когда стране угрожала опасность, от поселения к поселению носили деревянный меч из обожжённого тиса. Археологи нашли во Фрисландии один такой тисовый меч, датируемый восьмым веком.

Определить, с какой стихией связана Эйваз, не так-то просто, поскольку Иггдрасиль объединяет в себе частицы всех стихий. Но корни его уходят в землю, а ветви простираются в небо, так что главными стихиями руны Эйваз следует считать воздух и землю.

С Эйваз ассоциируются два бога — Один и Улль. О связи Одина с Эйваз-Иггдрасилем мы уже знаем: этот бог превзошёл ограничения жизни и смерти и вкусил от обоих этих состояний, пребывая между ними во время испытания на древе. Именно благодаря этой жертве Один обрёл знание рун, а также стал вождём Дикой охоты — получил способность свободно путешествовать между мирами жизни и смерти. Улль же связан с этой руной по той причине, что его почитали как бога охоты. Луки делали из тиса, а обиталище Улля носит имя Идалир, что означает «Долина тисов». Далее, Один и Улль противостоят друг другу, а, следовательно, и дополняют друг друга. В одном мифе (более древнем, чем эддические) повествуется о том, как Улль (или Митодин) свергает и изгоняет Одина. Это происходит в день осеннего равноденствия, после чего Улль воцаряется над миром и правит всю зиму. А в день весеннего равноденствия Один берёт над ним верх и властвует над миром до следующей битвы — до очередного осеннего равноденствия. Этот миф связан с годовым циклом сельскохозяйственных работ.

Как мы помним, руна Йера отмечает поворотную точку, в которой инволюция (нисхождение духа в материю) уступает место эволюции (восхождению материи к духу). Эйваз — движущая сила эволюции на данном этапе космологического процесса. Сообразуясь с состоянием мироздания на данный момент, Один приносит себя в жертву на ветвях Иггдрасиля. Первым из всех живых существ совершив добровольный шаг по пути эволюции, он превзошёл себя и преобразился из Игга в Одина. На психологическом уровне Эйваз нередко ставит человека в трудное положение. Под её влиянием мы попадаем в некое «подвешенное» состояние, вызванное либо противоречивыми эмоциями, которые необходимо примирить, объединить и превзойти, либо сложным выбором между двумя равноценными противоположностями.

Эйваз — одна из самых могущественных рун, способных послужить стержнем связанной руны. Самый красивый символ, какой мне когда-либо доводилось видеть, — это Йера, обвивающая Эйваз. Медитация на такую связанную руну возвышает и очищает дух.

Для воззвания к Уллю как нельзя лучше подходит сочетание рун Эйваз и Вуньо. Чтобы использовать Эйваз в магической операции, визуализируйте эту руну, ощутите её внутри себя — от головы до «хвоста» — и соедините это ощущение со своим желанием свободно перемещаться на всём внутреннем пространстве от бессознательного до высшего сознания. В процессе этого вбирайте и усваивайте информацию, поступающую от обоих этих предельных состояний сознания. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд, поскольку эти состояния отражаются друг в друге, что символически проявлено в самой форме руны Эйваз: если разделить её пополам горизонтальной чертой, то образовавшиеся половинки — прямая и перевёрнутая руны Лагуз — окажутся зеркальным отражением друг друга.


Толкования Галины Крассковой

1. Из книги: "Руны: теория и практика"

Традиционное значение: тис.

Древнеанглийская руническая поэма:

Eoh byþ utan unsmeþe treow,
heard hrusan fæst, hyrde fyres,
wyrtrumun underwreþyd, wyn on eþle

Тис — дерево с грубой корой,
тверд он и прочен в земле, корни — ему опора,
он — хранитель огня и радость усадьбы.

В древнеисландской и староновержской рунических поэмах Гебо не описана.

Современная руническая поэма Э. Вонгвизит:

Стой крепко, ты,
сложённый мощно, ты,
несущий бремя, ты, отягощенный
великими трудами, — крепко стой!

Твоя семья и дом
укрыты за спиной твоей широкой,
ты защищаешь их от всех несчастий;
и всё, чем дорожишь,
от всех невзгод хранит
волшебный посох, что вращаешь ты
в своих руках,

как колесо времен,
которым правишь ты,
от пахоты и сева к урожаю,
от новой жизни до ухода старцев.

Стой крепко, ты,
свободный человек!
Враг не пройдет, доколе ты
щитом стоишь пред всем,
откуда жизнь берешь, дыхание и пищу.

Впечатления от руны

Эйваз — руна врат. Это сам Иггдрасиль — источник силы, хранилище энергии, врата в иные миры. И, будучи образом Иггдрасиля, эта руна олицетворяет обузданную, управляемую силу. В отличие от руны Иса, она не склонна к спонтанным выбросам энергии. Энергия Эйваз подобна плавному течению реки в пределах отведенного ей русла, но это русло постоянно расширяется. Там, где Иса взламывает преграды, Эйваз просто спокойно течет вперед. И в ней есть глубинный, скрытый жар, постепенно растапливающий лед Исы. Если Иса дарует способность действовать вовне, то Эйваз наделяет способностью путешествовать и действовать во внутренней среде. Две эти руны уравновешивают друг друга.

«Эйваз» означает «тис», и в этом названии заключен глубокий смысл. По одной версии, Иггдрасиль — это ясень, по другой — тис. Некоторые мастера рун полагают, что Мировое древо содержит в себе энергии обеих этих пород. Другие утверждают, что Иггдрасиль может представать в разных обличьях — то как ясень, то как тис, — в зависимости от того, кто и в какой ситуации к нему обращается. Но, так или иначе, тис — необычайно могущественное дерево. Древние кельты предпочитали всем лукам тисовые. Тис очень ядовит и тесно связан со смертью. В магии энергию этого дерева можно использовать для избавления от тяжелых последствий, связанных со злоупотреблением силой или знаниями, а также с неразумными поисками быстрых путей к силе. Тис — дерево правды и смирения. Он — мудрый учитель, но следует помнить, что его уроки несут в себе призыв к самопожертвованию. Дух тиса учит нас, что гордыня — это яд и что истинный адепт всегда стремится к смирению. С его помощью мы можем открыть правду о самих себе. Таким образом, тис — это, в конечном счете, дерево врачевания. Дополнительный его урок заключается в том, что конец каждой ситуации — это начало чего-то нового и что застой — это тоже яд. И все эти уроки и смыслы заключены также в руне Эйваз.

Проникнуть в суть этой руны очень нелегко. Эйваз учит нас, что во всем сущем есть органическая составляющая. В магии используются различные хранилища энергии, и важно понимать, что все они имеют органическую природу. Дерево само по себе не вырастет: ему нужно откуда-то брать питательные вещества. Точно так же обстоит дело и с магическими системами. Многие новички приходят в магию с уверенностью в том, что энергия есть повсюду — достаточно просто протянуть руку и взять, сколько захочется. Но Эйваз заставляет понять, что всякий сосуд энергии — это в своем роде живой организм: он тоже нуждается в питании, и его запасы необходимо пополнять. Нельзя все время только брать, ничего не давая взамен. И руна Эйваз учит нас использовать ресурсы (в том числе и наши внутренние резервы) разумно и дальновидно. Если мы не будем заботиться о себе, то довольно скоро наши запасы истощатся. С помощью Эйваз можно научиться соблюдать равновесие между работой и отдыхом не только в быту, но и в шаманской практике и сейде. Из какого бы источника вы ни черпали силу, рано или поздно наступит время, когда об этом источнике придется позаботиться, восстановив его резервы. При всяком очередном обращении к руне Эйваз она показывает нам какую-то новую часть Древа. Всякий раз она открывает нам новые смыслы, новые причины и цели. И каждое новое место, в которой приводит нас Эйваз/Иггдрасиль, помогает нам понять нечто новое о самих себе и о том, как устроены наша душа и дух. Эта руна связывает воедино все миры и всё сущее в них. И в ней чувствуется огромное напряжение: она постоянно натянута, как струна. Что это такое? Предчувствие великой муки, охватившее Одина в первый миг Его испытания на Древе, или, быть может, то ощущение опасности, которое так часто возвещает о приближении божества? Я не знаю. И то, и другое? Ни то, ни другое? Не знаю. Но временами Эйваз бывает очень суровой и мрачной.

Боги и богини, связанные с руной Эйваз:
Один.

Прочие ассоциации:
земля, огонь, тис, Иггдрасиль, мировая ось, орел.

 

2. Из заметок в блоге

Эйваз — очень сложная руна. Очевидно, конечно, что она связана с Иггдрасилем, мировым древом; но одной этой ассоциацией ее смысл далеко не исчерпывается.

Обычно ее толкуют как руну инициации, смерти и возрождения, что снова возвращает нас к символике Иггдрасиля. Один висел на Мировом Древе девять дней и девять ночей, терпя ужасные муки. Некоторые провидцы говорят, что под конец этого испытания Он умер и только благодаря этому смог завладеть рунами (или оказаться в их власти) и вернуться с ними в мир живых. Таким образом, Эйваз связана с добровольным самопожертвованием, но не так, как Тейваз/Тюр: это жертва не ради общины, не ради других, а исключительно ради того, чтобы обрести в своем духовном путешествии нечто важное и ценное. Это самопожертвование ради личной силы и личной мудрости… и ради магии. Один не раз приносил такие жертвы — испытанием на Древе дело не ограничилось. Он отдал глаз за глоток воды из Источника мудрости и претерпел немало других страданий в поисках знания и силы. Итак, руна Эйваз как Мировое древо неразрывно связана с Одином. Само название этого древа, «Иггдрасиль», означает «конь Игга», а «Игг», то есть «ужасный», — это одно из имен Один. Мировое древо — не только виселица Одина, но и Его «конь», верхом на котором Он промчался по всем мирам и достиг того тайника, в котором хранились руны. Эта мистерия — средоточие руны Эйваз.

Думая об этой руне, я вспоминаю о корнях и о том отрывке из «Речей Высокого», где повествуется об испытании Одина и где говорится о «дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых» [138]. Смысл этих строк и значение руны Эйваз я толкую на нескольких уровнях. Во-первых, имеется в виду, что в поисках своего истинного «я» необходимо отбросить все несущественное и полностью сосредоточиться на том фундаменте, который ляжет в основу здания нашей духовной жизни. Во-вторых, наши корни — это знания и, в первую очередь, плоды самопознания. Без твердой опоры на эти корни мы не устоим. В-третьих, необходима тесная связь между корнями и всеми остальными частями нашего «я» и нашей жизни: «как наверху, так и внизу». Можно превратиться в настоящий кладезь магических и духовных знаний, но если мы при этом не сможем выживать в обыденном мире, все эти сокровища духа не принесут пользы. Все мы созданы для жизни в этом мире, среди людей, и если мы не сможем выполнять это предназначение, от магии не будет никакого проку.

Далее, Эйваз — это руна упрямой стойкости, но не внешней, а внутренней, глубинной. Она учит нас преодолевать внутренние препятствия на пути личного развития (в отличие от Тейваз, которая обычно направлена на некую внешнюю цель или связана с интересами общины). «Знаю, это нелегко, — говоритона. — Знаю, это больно. Возможно, я этого не выдержу. Но… я — не — сдаюсь! Вперед!» В этом отношении у Эйваз немало общего с Наутиз, за тем лишь исключением, что Наутиз мы редко выбираем по доброй воле. Наутиз — это та сила, которую мы призываем лишь в миг отчаяния, когда никакого другого выхода уже не остается. Эйваз — другое дело: в область этой руны мы вступаем добровольно и с открытыми глазами.

В одной из своих ипостасей Эйваз помогает выстоять во враждебном окружении, среди недоброжелателей и сплетников. Если вы призовете ее на помощь в такой ситуации, за вами встанет исполинская мощь Мирового древа, против которой окажутся бессильны все ваши враги. Эйваз поможет вам выстоять и отразить все нападки.

Что касается традиционной ассоциации Эйваз с тисом, то относительно того, к какой породе принадлежит Иггдрасиль, единого мнения нет. Одни мастера рун считают, что это тис (как дерево смерти и преображения), другие утверждают, что это ясень, третьи — что он сочетает в себе свойства обоих этих деревьев. Лично мне кажется, что он может менять свой облик по желанию. В магическом отношении тис — невероятно могущественное дерево. Это дерево смерти и дерево посвящения. Он очень ядовит и относится к числу самых долговечных деревьев. Из его древесины получаются великолепные луки, и это оружие иногда тоже связывают с руной Эйваз.

Магия тиса — это магия грамотного обращения с силой. Тис — мудрый наставник, который учит нас не злоупотреблять силой и не допускать, чтобы она превратилась в яд, а также не пытаться искать коротких путей к обретению силы (не случайно испытание Одина на Древе длилось так долго!). «Делай, что должен, — говорит нам руна Эйваз, — но за все, что ты сделаешь, придется платить. Это тоже часть пути к силе».

Войдя в сферу Эйваз, повернуть назад уже невозможно. Есть только один путь — насквозь. И в гадании эта руна нередко указывает на ситуации именно такого рода. Она советует набраться терпения и держаться стойко. Обратной дороги нет. В духовном смысле это — нисхождение в мир Хелы, смерть всего старого и отжившего, шаманская смерть и наведение мостов между двумя состояниями бытия.

Кроме того, эта руна учит распознавать духовные яды и бороться с их влиянием. Она показывает, как опасна гордыня — самый смертоносный из всех ядов. Она помогает увидеть общую картину происходящего и понять не только наше место в этой картине, но и то, в каком направлении следует двигаться для того, чтобы применить нашу силу как можно более эффективно. И тис, и Эйваз олицетворяют силу истины и те потайные, темные истины, скрытые в глубинах нашей души, признавать которые нестерпимо мучительно. Магия двух этих духов — дерева и руны — помогает вывести подобные истины на свет, посмотреть им в глаза и никогда уже больше не забывать об их существовании. Эйваз показывает нам, кто мы такие и кем мы можем стать… если принесем подобающие жертвы.


Толкования Рейвена Кальдеры

1. Из статьи "Дети пустоты: руны как духовные союзники"

Эйваз/Эох: Защитник или Молодой Муж

Эйваз — муж Манназ, молодой жены на сносях, и защитник их будущих детей. Высокий, крепкий, с открытым, честным лицом, он вооружен лишь тисовым посохом — одновременно и оружием, и символом его мужественности. Тюр сражается ради чести и служит всему племени, Торн выплескивает в битвах свою ярость, Альгиз защищает свою территорию, но Эйваз, в отличие от них, поднимает свой посох лишь против тех, кто угрожает его любимым. Он собственным телом закрывает своих родных и близких от врага, потому что любит их так сильно, что готов за них умереть. Однако единственное, чего он желает на самом деле, — это счастье и довольство в доме. Только это и занимает все его помыслы; битва для него — не повод стяжать славу, а лишь временное препятствие на пути к очередному счастливому дню в теплом семейном кругу. Он простодушен, но непоколебимо верен; он не столько воин, сколько любящий муж и отец. Он стоит на пороге зрелости, но все еще сохраняет юношескую невинность. Как и его жена, он особенно любит Мидгард, потому что его обитатели нуждаются в защите больше других

2. Из статьи "Путехождение с рунами"

Эйваз, или Эох, — это Руна Ясеневого Посоха, одна из двух рун, которыми я пользуюсь для защиты в путехождениях. От того, в каком направлении ее чертить, зависит многое. Если продвигаться снизу вверх, то формируется защита более «наступательного» свойства, а если сверху вниз — то чисто оборонного. Действует она в основном так, что существо, наткнувшееся на нее, спотыкается и падает. Можно защитить с ее помощью определенный участок земли, чтобы любой, кто нарушит границу, оступился и упал, а можно и наложить ее непосредственно на противника. Она не причинит ему вреда до тех пор, пока он не попытается к вам приблизиться, — в отличие от руны Тюр, это не наступательное оружие. Если вырезать Эйваз на дереве или разместить несколько таких рун вокруг обороняемого участка, то всякий, кто забредет в это место, будет спотыкаться на каждом шагу, пока не выберется за пределы защищенной территории. Чтобы установить по-настоящему надежную границу, я сочетал Эйваз с Альгиз, а чтобы получить комбинированное оборонительно-наступательное оружие — Эйваз с Тюр.

Чертится Эйваз сложенными вместе указательным и средним пальцами, снизу вверх. Ее цвет — черный.


Толкование Яна Фриза

Руны Эйваз, Эох и Ир составляют единую группу. Значения их во многом пересекались и смешивались друг с другом, порождая известную путаницу. Древнеанглийская руна , обозначающая осоку, в скандинавских системах (а также в руническом манускрипте из монастыря Санкт-Галлен) фигурирует в перевернутом виде () и обозначает тисовое дерево. В то же время, в скандинавских системах трактуется как руна «человека» (хотя изначально таковой считалась ). Более того, в древнеанглийской рунической поэме тис обозначается совершенно другой руной —   (é) германского футорка. Точной уверенности в ее звучании нет: возможно, эта руна произносилась приблизительно как ä в современном немецком, а возможно — как dg («дж») или даже sh («ш»). Ясно одно: соответствовавший ей звук не был обычным e.

Итак, что мы имеем? Древнеанглийские = «осока», = тис, = человек. Древнескандинавские = тис, = человек (эта же версия встречается в рукописи из Санкт-Галлена, относящейся к более раннему периоду, чем скандинавские системы). Осоки в скандинавских системах нет. С моей точки зрения, дискутировать о «подлинном» значении этих рун не имеет смысла. В рабочих же целях вполне достаточно пропутешествовать по соответствующим руническим туннелям: там вы увидите, какой из этих символов обозначает тис, а какой — болотную траву.

Тис — очень долговечное дерево: срок его жизни исчисляется столетиями. Еще со времен неандертальцев и вплоть до Средних веков из его твердой и плотной древесины изготавливали охотничьи орудия, главным образом луки, — и так продолжалось до тех пор, пока тисы в Европе почти не перевелись. Из тисовых ягод, хвои и древесины в древности добывали ядовитое вещество, которым смазывали наконечники стрел. Единственная часть этого дерева, которая относительно слабо ядовита, — ярко-розовая мякоть ягод. Само слово «токсичный» (др.-греч. toxikos — «ядовитый») этимологически связано с латинским названием тиса — taxus. Тис — дерево смерти. По осени, когда остальные деревья сбрасывают листву, он покрывается яркими ягодами, а зеленый хвойный покров сохраняется на нем круглый год.

В наши дни тисы в лесах встречаются редко, и с экономической точки зрения сажать их невыгодно: слишком уж медленно они растут. Зато их нередко можно встретить на кладбищах по всей Северной Европе, и есть поверье, что кладбищенский тис пускает по корню в каждую могилу. Ученые утверждают, что некогда существовал культ тиса и что в священных тисовых рощах на севере Европы поклонялись скандинавскому богу Уллю. Прослеживается любопытная связь между древнескандинавской руной и понятием безумия. Древневерхненемецкие irri, irre, irr = «смятенный», «потерянный», «свободный (от)», «еретический», «неуверенный», «неверный», «сумасшедший» (к этим словам восходит немецкое irr = «сумасшедший, безумный»), а также древнеанглийские ierre, yrre = «взволнованный», «разгневанный», «смятенный», «буйный», происходят от индоевропейского корня *ers- = «пребывать в движении». Все эти слова описывают состояние безумия, гнева и опьянения — вероятно, как побочных эффектов от работы с тисовым ядом. Можно предположить, что переход от к символизирует обращение к корням, выворачивание реальности наизнанку и невероятное дерево, которое остается зеленым даже зимой и дает пищу птицам, несмотря на то, что ягоды его ядовиты. Яркая (а само английское название тиса, yew, связано с древневерхненемецким iwa, древнеанглийским iw и древнеисландским yr = «яркий, красноватый, красочный») мякоть тисовых ягод действительно привлекает птиц, и те благополучно разносят, не переваривая, семена этого дерева. Иероним Бок в своей «Науке о травах» (1577) утверждает, что тисы настолько ядовиты, что спать среди них — верная смерть. Считается, что в полную силу тисовый яд входит в середине зимы. Кроме луков, из тиса делали резные амулеты и рунные посохи: считалось, что это дерево отгоняет злых духов. Мистерии тиса — это трансы умирания, безумия, смятения чувств и того возвышенного вдохновения, в котором порядок вещей переворачивается с ног на голову и человек выходит за пределы рассудка. Это мир шута и джокера.

Болотная осока — тоже символ перевернутого миропорядка. На болотах почва под ногами ненадежна и коварна; всё неопределенно и неустойчиво. Кроме того, здесь обитают причудливые двоякодышащие создания, способные жить в двух мирах. Названия этой руны связаны с английским словом elk — «лось» (древневерхненемецкое elho, древнеанглийское eolh, древнескандинавское alg), а лось — самое крупное животное семейства оленевых — прекрасно чувствует себя в болотистых местностях. Благодаря широким копытам он легко проходит там, где человек наверняка утонул бы. В военное время на болотах часто скрывались беженцы. Нередко через болота прокладывали тайные тропы — гати, то есть настилы из бревен, позволявшие преодолевать самые опасные участки. Остатки одной из таких древних гатей можно увидеть в Британском музее. Современные археологи обнаруживают на болотах все новые и новые святилища; во многих из них сохранились жертвенные дары, оружие, украшения, уменьшенные копии повозок и останки людей и животных. Болото — это магический мир, враждебный человеку, опасный, неопределенный, переменчивый, но все же необыкновенно прекрасный. Английское название одной из разновидностей осоки, elk sedge, происходит, вероятно от *elkos- — «рана, язва» и *sek— — «резать» (это корень таких английских слов, как sickle — «серп», sedge — «осока», saw — «пила» и sax — «короткий меч»). У осоки острые листья, и если схватиться за нее неосторожно, можно порезаться.

А теперь позволю себе высказать ничем не подкрепленную догадку. Я воспринимаю как дополнение , как лунную противоположность руны солнца. — это «сплошная—прерванная—сплошная» (, Ли-Огонь), — «прерванная—сплошная—прерванная» (, Кань-Вода). В руне я вижу двойной серп луны, что превосходно сочетается с символикой болота, воды и осоки.

Жесты руны:


Толкование Квельдульфа Гундарссона

Из книги "Тевтонская магия"

Звук в гальдре: ei (произносится как долгое, ровное и мощное «ай», одновременно уравновешивающее и возвышающее).

Буквы: этот став может обозначать буквосочетание EI, но обычно используется не как буква, а как магический символ; его точное фонетическое соответствие неизвестно.

[Тис] растет за оградой,
грубое, твердое дерево,
держится крепко в земле;
это хранитель огня,
корни служат ему опорой;
он — отрада усадьбе.
— Древнеанглийская руническая поэма

[Тис] зеленее всех в зимнем лесу;
когда его жгут, огонь разгорается жарко.
— Старонорвежская руническая поэма

[Тис] — натянутый лук,
и хрупкая сталь,
и Фарбаути стрел.
— Древнеисландская руническая поэма

Тис держит всё.
— Нормандская азбука

Руна Эйваз, «тис», хранит в себе силу самого таинственного из всех магических деревьев, известных германским народам. Это вечнозеленое дерево, занимавшее столь важное место в мировоззрении германцев, — не что иное, как тис; именно из тисового дерева чаще всего вырезали магические жезлы и талисманы. Как Иггдрасиль, великая опора всей вселенной, тис — и впрямь дерево магии, заключающее в себе суть всех рун. Если рассматривать Мировое древо с такой точки зрения, то открывается один из смыслов посвятительного испытания, в результате которого Один добыл руны: только сила тиса помогла Одину постичь руны — ключи ко всему сущему — во всей их полноте. Как поворотная точка рунического круга Эйваз таит в себе весь футарк. Эйваз — «грубое, твердое дерево»  и, вероятно, самая сложная для понимания из всех рун. Это «хранитель огня», то есть сокровенного, но всеобъемлющего могущества рунической мудрости. Если Йера олицетворяет взаимодействие противоположностей и плавное, постепенное развитие осознания, то Эйваз символизирует полное слияние противоположностей и молнию откровения, озаряющую нас под конец инициации. В народе тис известен как дерево смерти; его и по сей день сажают на кладбищах. Согласно одному народному поверью, тис может захватывать души умерших в ловушку. Это примитивная форма гораздо более глубокого таинства — основополагающей мистерии руны Эйваз и, можно предположить, последней неизреченной тайны Одина.

На самом простом уровне толкование тиса как символа смерти связано с тем, что это дерево чрезвычайно ядовито. Тисом можно отравиться насмерть, и даже просто сидеть или лежать под ним опасно: он испускает ядовитые газы. Но, как известно любому алхимику или магу, ядовитость — свидетельство силы. Алхимики используют яды для изготовления лекарств, а в магии должным образом приготовленный яд служит для посвящения и обретения бессмертия, причем эффективность его зависит не только от способа приготовления, но и от самого изготовителя.

Сила жизни проявлена в тисе ничуть не слабее, чем сила смерти. Это вечнозеленое дерево, выживающее там, где другие деревья гибнут, — но яд, которым он напоен, не дает человеку заимствовать его бессмертие. В этих качествах наглядно отражено то слияние жизни и смерти, которое и составляет силу Эйваз. Посвящение, которое Один прошел на тисовом древе, — это посвящение смертью, благодаря которому обретается власть и над смертью, и над жизнью: из мира мертвых Один возвращается самым могущественным из богов.

Эйваз в том виде, в каком она фигурирует Старшем футарке, в Младшем футарке отсутствует. Судя по всему, эта руна использовалась не как буква для письма, а почти исключительно как магический знак, — в отличие от остальных рун, которые применялись и в письменности, и в магии. Размышления о природе этой руны вынуждают нас отвергнуть вывод фон Листа, утверждавшего, что последняя тайна «Речей Высокого» выражается либо в свастике, либо в ее суррогате — руне Гебо (von List, Guido, The Secret of Runes. Tr. Stephen Flowers. Pp. 62—64). В Младшем футарке всего 16 рун, а в «Речах Высокого» приводится 18 заклинаний. Таким образом, в период создания «Речей Высокого» какие-то две из рун Старшего футарка еще оставались в употреблении как магические знаки (но не как буквы), либо же к 16-рунному ряду добавлялись еще два каких-то знака. Относительно последнего заклинания Один говорит:

Восемнадцатое
ни девам, ни женам
сказать не смогу я, —
один сбережет
сокровеннее тайну, —
тут песня пресеклась —
откроюсь, быть может,
только жене [букв.: «той, кто лежит в моих объятиях». — Пер.]иль сестре расскажу.

— «Речи Высокого», 163.

Иными словами, Один сначала заявляет, что не откроет этого заклинания ни единой женщине; но затем говорит, что может поведать его «той, кто лежит в его объятиях» — некоей таинственной возлюбленной, которую нельзя назвать ни «девой», ни «женой». Далее следует намек на кровосмесительную связь с сестрой, несмотря на то что у Одина сестры нет. Разгадка же в том, что бог здесь утверждает в себе синтезирующий принцип руны Эйваз: возлюбленная/сестра Одина — это его собственная женская составляющая, которая не проявлена в независимой от него физической форме и, следовательно, не может быть названа ни «девой», ни «женой», но, тем не менее, «лежит в объятиях» Одина и связана с ним кровной связью, как сестра. Возможно, именно эту тайну — тайну руны, которую «никто не узнает» («Речи Вафтруднира», 55), — Один и шепнул на ухо мертвому Бальдру. Эйваз — это сила бессмертия, предстающая не как бегство от смерти, а как принятие смерти и слияние ее с жизнью, столь наглядно и разносторонне выраженное в образе тиса. Это руна воли, переживающей смерть и возрождающейся снова и снова; руна жизни, что сокрыта в смерти, подобно тому как под грубой и холодной корой тисового дерева скрывается огонь. Это та руна, при помощи которой Лив (жизнь) и Ливтрасир (непоколебимая воля к жизни) находят себе убежище в корнях Иггдрасиля в день Рагнарёка, чтобы затем возродить род человеческий на обновленной земле. Это символ перерождения силы и памяти по смерти физического тела. Благодаря этой руне Бальдр, таившийся до поры под защитой Хель, выводит себя и своего брата Хёда к новой жизни после Рагнарёка.

Эйваз — это ствол Иггдрасиля, соединяющий Хель с Асгардом. В корнях его обитает дракон Нидхёгг, а на вершине — орел. Настоящий витки черпает ресурс и из корней, и из вершины Мирового древа в равной мере, соединяя — подобно самому Одину — энергии света и тьмы в единую могучую силу.

Кроме того, эта руна связана с Уллем — богом зимнего неба, обитающим в Идалире, «Долине тисов». Оружие Улля — тисовый лук. Этого бога призывают на помощь для защиты бойцов в поединках.

Магические посохи и жезлы из тисовой древесины делали и потому, что тис — это всеобъемлющее дерево рунической инициации, и, вероятно, потому, что заклинания, пропущенные через тисовый жезл, должны были устремляться к цели столь же мощно и точно, как стрела, выпущенная из тисового лука.

При помощи Эйваз можно и отправлять послания вверх или вниз по Мировому древу, и путешествовать по его стволу самостоятельно. «Иггдрасиль» в буквальном переводе означает «конь Игга» (Одина); виселицу же называли «конем повешенного». С помощью этой руны можно, подобно Одину, беседовать с умершими, получать от них мудрые советы или даже призывать их на помощь в час великой нужды, когда все прочие средства бессильны. В «Старшей Эдде» описывается, как Одину пришлось отправиться на могилу великой провидицы, погребенной у восточных ворот Хельхейма, и заклинаниями вызвать ее дух, хотя обратный путь из мира мертвых оказался для нее нелегким («Сны Бальдра», 5). И путешествие такого рода, и вызывание духа относятся к сфере действия Эйваз. Эта же руна может защитить вас, когда вы покидаете пределы гарда: Эйваз — подвижный щит, в отличие от неподвижного круга руны Отала. Вынуждая умерших возвращаться в Мидгард, заклинатель неизбежно навлекает на себя их ярость, как повествует о том сага о Хаддинге из «Деяний данов»: духи мертвых, вызванные колдуньей, разрывают ее на части, несмотря на все ее могущество. Вредоносные свойства Эйваз как руны смерти и власти над умершими понятны без объяснений.

Эйваз укрепляет волю. Это та сила, которая позволяет сохранять память и устремление к цели даже после смерти и перерождения, и с ее помощью можно призвать силу и мудрость из своих прошлых воплощений. Учиться можно не только у других людей, умерших до вас, но и у тех умерших, которыми когда-то были вы сами, — у тех, чьи знания и силы сокрыты в вашей собственной душе.

В физическом теле Эйваз проявляется как огонь, заключенный в позвоночном столбе, — как сила кундалини. Управляемый оргазм — это власть одновременно и над продолжением жизни, которому служит половой акт, и над личной смертью, символически проявленной и в экстатической потере сознания, и в выплеске жизненной силы, которыми сопровождается оргазм.

В ритуальном контексте Эйваз — это руна инициации через смерть. Кроме того, она соответствует посоху (который, в свою очередь, символизирует несгибаемую волю мага, пронзающую все миры, от наинизшего до наивысшего, и заключающую в себе весь спектр его магических возможностей) и жезлу. Можно использовать ее и как щит, особенно в магических поединках; в подобных случаях можно также призывать на защиту Улля. Не следует забывать и о том, что одна из величайших способностей руны Эйваз — защита души от всех невзгод и превратностей судьбы.

Эйваз управляет глубоким, мощным и внезапным преображением на всех уровнях. С ее помощью можно и запасать силу, и направлять ее к цели.

Из камней с этой руной хорошо сочетается дымчатый кварц, в котором, как и в горном хрустале, отражена структура Мирового древа, аналогичная руне Хагалаз, но вдобавок присутствует еще и тайный огонь естественного излучения, из-за которого кристалл темнеет и обретает свою преображающую силу. Дымчатый кварц используют также для подъема энергии по позвоночному столбу и для управления силой кундалини.


Перевод с англ. Анны Блейз