Анна Блейз (с) Уэсткотт, Уильям Уинн (Westcott, William Wynn, 17.12.1848, Лимингтон, Уорикшир, Англия — 30.07.1925, Дурбан, Южная Африка) — английский врач и оккультист, один из основателей Герметического ордена Золотой Зари. Родился в семье врача. Осиротев в 10-летнем возрасте, воспитывался в семье дяди, также врача по профессии. Учился в Юниверсити-колледже Лондонского университета, где получил степень бакалавра медицины, после чего занялся частной медицинской практикой под началом своего дяди в Мартоке (Сомерсет). В 1871 г. Уэсткотт вступил в масонскую ложу в Крукерне, и к 1874 г. достиг степени Достопочтенного мастера. Между 1875 и 1878 гг. он был принят в Английское общество розенкрейцеров (SRIA), куда допускались только масоны высоких степеней посвящения, и к 1890 г. поднялся до степени Мага (Magus), а в 1892 г. был избран Верховным Магом общества (на этом посту он оставался на протяжении 33 лет). В том же 1890 г. Уэсткотт стал Достопочтенным мастером исследовательской масонской ложи «Четверо коронованных» («Quatuor Coronati») в Лондоне. |
Знакомые того времени описывали Уэсткотта как человека кроткого и дружелюбного, образованного, трудолюбивого и обожающего регалии и театр. В этот период он женился на Элизабет Бернетт (не разделявшей его интереса к эзотерике), и у них родилось пятеро детей. После смерти дяди в 1879 г. Уэсткотт на два года отошел от дел, поселился в Хендоне и углубился в изучение каббалы, герметической философии, алхимии и трудов Элифаса Леви. В 1881 г. он стал заместителем коронера (главного судебного медицинского эксперта) в Хокстоне, а в начале 1890-х был назначен на должность коронера северо-восточной части Лондона и Центрального Миддлсекса. Одновременно с членством в SRIA Уэсткотт состоял в Теософском обществе Е.П. Блаватской. Здесь он сблизился с Анной Кингсфорд и Эдвардом Мэйтлендом — приверженцами эзотерического христианства, в 1884 г. основавшими собственное «Герметическое общество», в котором Уэсткотту было даровано почетное членство. Начиная с 1885 г. ведущие деятели SRIA стали проявлять все больший интерес к каббале и масонской символике. У.Р. Вудман, возглавлявший общество в тот период, серьезно изучал каббалу; Уэсткотт и его собрат по работе в обществе С.Л. Макгрегор Мазерс разделяли это увлечение. Назрела необходимость в создании новой организации, посвященной непосредственно изучению каббалы и церемониальной магии, в связи с чем трое единомышленников основали Герметический орден Золотой Зари. Согласно официальной истории ордена, этому предшествовало обретение так называемых шифрованных манускриптов — 60-страничной рукописи со схемами посвятительных ритуалов. Подлинное их происхождение по сей день вызывает споры, однако сам Уэсткотт утверждал, что эти манускрипты предоставил ему в 1886 г. А. Вудфорд, исследователь масонства, обнаруживший их в шкафу среди бумаг, которые принадлежали недавно умершему Кеннету Маккензи, другому выдающемуся историку масонства. К 1887 г. Уэсткотт расшифровал рукопись и перевел ее с помощью Мазерса. Легенда гласит, что, помимо оккультной информации, в манускриптах обнаружился адрес некой Анны Шпренгель, посвященной Герметического ордена Золотой Зари в Германии. В ходе переписки с Уэсткоттом и Мазерсом, Анна Шпренгель дала разрешение на основание ложи ордена в Англии, и в результате, 1 марта 1888 г. был учрежден первый английский храм Золотой Зари — храм Исиды-Урании в Лондоне. Во главе его встали Уэсткотт, Мазерс и Вудман. |
Уэсткотт, ставший Канцлером храма, взял на себя основную часть работы по организации и управлению новым орденом. В его обязанности входило ведение протоколов собраний и принятие решений о допуске к посвящению в степень 5—6 (Младшего Адепта); он был ответственным секретарем и казначеем ордена, с 1889 г. — Провозвестником храма Исиды-Урании, а с 1892 г. — Верховным Адептом ордена в Англии. Первоначальным орденским девизом Уэсткотта, под которым он фигурирует в учредительных документах, было латинское изречение «Quod Scis Nescis» — «Ты не знаешь, что ты знаешь». Однако в дальнейшем он пользовался другими девизами — «Sapere Aude» («Решись быть мудрым») и «Non Omnis Moriar» («Весь я не умру»). В 1897 г. орденская деятельность Уэсткотта получила огласку, и власти предъявили ему ультиматум: либо отказаться от дискредитирующего его членства в оккультной организации, либо оставить службу коронера. Уэсткотт предпочел расстаться с орденом, но после раскола 1900 г. вновь принял должность Провозвестника в одном из храмов, члены которого сохранили верность Мазерсу. Только после 1910 г. Уэсткотт окончательно отказался от работы в группах, на которые распался первоначальный орден, но и в дальнейшем продолжал внимательно следить за их деятельностью. Обязанности коронера Уэсткотт продолжал исполнять до 1918 г. Подав в отставку по возрасту, в 1920 г. он переехал в Южную Африку и там, в семье своей младшей дочери, провел остаток лет. Из уважения к его заслугам SRIA до конца его дней сохраняло за Уэсткоттом звание Верховного Мага in absentia. |
Основные произведения. На протяжении многих лет Уэсткотт вел активную литературную деятельность. Его перу принадлежит несколько медицинских работ по проблемам алкоголизма и суицида (в том числе обширная монография «Суицид: история, литература, юридические аспекты; причины и способы предотвращения»). Он написал множество статей для SRIA (в т.ч. «Числа, их оккультная сила и мистическое достоинство», «Введение в каббалу» и «Розенкрейцеры: прошлое и настоящее, на родине и за рубежом») и для Герметического ордена Золотой Зари (главным образом, краткие эссе по отдельным вопросам алхимии, прорицания, церемониальной магии, енохианской магии и др.); перевел на английский язык знаменитый каббалистический трактат «Сефер Йецира» (1887) и труд Элифаса Леви «Магический ритуал Sanctum Regnum» (1896); отредактировал и опубликовал 9-томную серию классических герметических и гностических текстов «Collectanea Hermetica» (1893—1896). © Анна Блейз |