Jake Stratton-Kent (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Моя магическая работа связана с гоэтическими процессами, и немаловажную часть ее составляет поклонение духам земли и подземного мира. Это не значит, что я сатанист, однако мой подход к духам отличается от того, который был принят в средневековой демонологии и производных от нее системах. Древнегреческое слово goeteiaв наши дни понимается по-разному. Некоторые подчеркивают низкий статус гоэтии в античной и средневековой культуре, некоторые, напротив, преувеличивают значимость «Гоэтии царя Соломона», но и те, и другие лишь укрепляют стереотипы, не имеющие ничего общего с настоящей гоэтической практикой. В действительности же гоэтия — это архаический первоисточник той части западной магии, которая опирается на непосредственную работу с духовными сущностями, и в этом качестве ее следует признать самой главной и почтеннейшей прародительницей современной ритуальной магии.
В античности к категории «гоэтии» обычно относили ритуалы, бытовавшие на более ранней стадии культурного развития или более современные, но подобные им практики. Гоэтия имела дело не с «небесными», «ураническими», божествами и сущностями, а с духами земли и подземного мира. Спектр их был широк: от всевозможных демонов и призраков до таких божеств, как Деметра, Аид и Персефона. В моем понимании, за таким подходом стоит идея, характерная и для многих африканских традиционных религий, а именно: верховный Бог слишком далек и неприступен, и материальная вселенная его не интересует. В той или иной степени это же относится и ко многим другим небесным сущностям. Хтонические же духи, напротив, доступны и открыты для общения, и установить с ними магические отношения довольно легко. Если поддерживать такие отношения достаточно долго, между магом и духом формируется тесная связь. А для поддержания отношений со стороны мага требуются активные религиозные действия — такие, например, как регулярные подношения и жертвы.
Вправе ли мы называть это поклонением (worship)? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно проделать одно несложное упражнение в семантике. Принося христианский брачный обет, жених и невеста обращаются друг к другу со словами: «Телом своим поклоняюсь тебе». Если рассмотреть это слово, worship, внимательно, мы увидим, что оно происходит от того же корня, что и worth, worthiness («достойный, достоинство») и т.д. Следовательно, если мы хотим употреблять это слово применительно к работе с духами, то должны понимать, что за ним стоит идея уважительного партнерства между магом и духовными сущностями и что для мага оно ни в коей мере не унизительно. Фактически, несколько близких друг другу традиций, разделяющих этот подход, строго запрещают коленопреклоненную позу при общении с духами. Если маг не стоит и не движется, то перед духами допустимо сидеть или присаживаться на корточки, но не преклонять колени.
Образы
Традиционно, да и на практике, один из лучших способов для установления контакта с духовной сущностью — работа с его образом, помещенным на подходящем алтаре. Очень удобной основой для алтаря может стать шкафчик с закрытым ящиком в нижней части и открытыми полками — в верхней. Обычно используют образы двух типов: глиняную голову или статуэтку в полный рост. Желательно слепить образ своими руками и освятить, хотя в специализированных магазинах иногда продаются готовые статуэтки и головы (например, на сайте «BotanicaElegua» можно заказать голову Легбы, и т.п.). Указания по освящению глины можно найти в «Ключе Соломона» [1]. Внутрь головы или статуэтки нередко вкладывают травы, соответствующие данному духу или божеству, семь монет или другие предметы. В некоторых случаях образ можно купить или переделать из другого, при условии что дух, которого он призван изображать, на это согласен. Затем образ следует установить на алтарь, сопроводив это надлежащей церемонией. Место для алтаря следует выбирать очень тщательно. Если вы работаете со множеством духов, для каждого образа необходимо подобрать подходящую высоту полки, соответствующую рангу данной сущности.
Ритуал
Помимо регулярных молитв и заклинаний, важнейшую часть ритуальной работы с домашним святилищем составляют подношения. Обычно духам подносят в дар огонь и воду, а если это уместно — то и пищу. Под огнем подразумеваются свечи и благовония, а под водой — просто чистая свежая вода. Некоторые духи требуют ежедневных подношений, другим достаточно раза в неделю; можно выяснить это при помощи дивинации или просто следовать традиционной процедуре, если она известна. Свечи обычно преподносят в знак благодарности за оказанную услугу, а воду и благовония — более регулярно, чтобы поддерживать постоянную связь и «подкармливать» духов. Предлагая такие дары гоэтическим духам, имеет смысл освящать воду и огонь именем управителя соответствующей стихии в данной иерархии. Полезно также сопровождать все подобные подношения уместными заклинаниями или песнями. Имейте в виду, что у разных духов предпочтения различны: некоторые, например, вообще не любят воду, некоторые могут отдавать предпочтение другим напиткам, а некоторым нравятся воскурения табаком.
Жертвоприношения
Тему кровавого жертвоприношения мы оставим за рамками этой статьи, ограничившись лишь несколькими общими замечаниями. Причин тому — несколько, и не последняя из них — то, что в современном западном обществе к обрядам такого рода относятся весьма неоднозначно. Более того, даже в тех традициях, связанных с гоэтическими практиками, в которых подобные ритуалы приняты и уместны, проводится различие между жертвованием кур и закланием четвероногих животных. Для последнего требуется особое посвящение или, по крайней мере, практический опыт. Это разграничение возникло не на пустом месте, потому что зарезать курицу довольно просто, а для заклания козла или другого четвероногого нужна искусная и опытная рука, чтобы не причинить животному ненужных страданий. Но, так или иначе, все подобные практики уместны преимущественно для сельских общин, да и универсальных правил здесь нет. Если у читателя возникнет необходимость в жертвенном ритуале такого рода, многие решения ему придется принимать самостоятельно.
Что касается жертвования пищи, то и здесь можно привести лишь самые общие соображения. Примеры, относящиеся к западной традиции, можно найти в таких работах, как «Ключ Соломона» (книга II, глава XXII издания Мазерса) [2] или «Пикатрикс». О практиках подношения пищи в других традициях, таких как сантерия, можно прочитать во многих современных изданиях. Очень часто у духов обнаруживаются совершенно конкретные предпочтения (например, Омолу любит попкорн и семь разновидностей бобовых). В других случаях подходящие подношения можно подобрать на основе традиционных соответствий (так, духам марсианского типа должна нравиться горячая и острая пища, а юпитерианским подойдут, например, квадратные пирожки с шафраном).
Помимо крови и пищи, возможны и различные другие подношения. Гоэтические обряды, бытовавшие в Древней Греции, опирались на еще более древние, архаические традиции, и многие следы их сохраняются в гоэтической практике даже по сей день. В христианскую эпоху к гоэтии нередко причисляли все «подозрительные» магические практики, связанные с более древними традициями и пережитками язычества. Таким образом, многие гоэтические жертвоприношения и ритуалы были и остаются по своей природе весьма консервативными. Например, возлияния вином — это сравнительно «новая» практика, введенная в период классической античности и использовавшаяся в работе с «новыми» же богами. А более древним хтоническим божествам по-прежнему совершали возлияния ячменным пивом, стараясь соблюдать исконные ритуалы для такого рода сущностей, точные аналоги которых сохраняются и в современной гоэтической практике. И несмотря на то, что данный конкретный пример может оказаться нерелевантным ля сущностей, с которыми работает современный заклинатель, во многих случаях подобный подход в целом оказывается верным и значимым.
Лично я, например, покупаю старинные монеты для подношений духам. Чаще всего мне попадаются старые английские пенсы, имевшие хождение до введения метрической системы, но встречаются и экзотические монетки — например, иностранные или необычные в каких-то других отношениях. Использовать их можно по-разному: например, навсегда оставлять на алтаре или в качестве уплаты за помощь закапывать в землю, когда вы собираете под открытым небом какие-нибудь предметы, нужные для ритуальной работы. Принося в жертву «устаревшие» вещи, вышедшие из употребления, вы тем самым показываете, что принимаете во внимание древность духов, с которыми работаете, — будь то души давно умерших людей или же боги и природные духи, почитавшиеся на более ранних стадиях культурной истории. Разумеется, жертва в подобных случаях включает в себя не только материальное подношение: чтобы приобрести такие монетки, нужно не только потратить на них современные деньги, но и, зачастую, совершить специальную поездку, то есть вложить в это мероприятие силы и время.
С другой стороны, для некоторых ситуаций прекрасно подходят и современные монетки, например двухпенсовые. Их, например, можно оставлять на земле (плотно вдавив в почву) в уплату за какую-нибудь удачную находку или же преподносить в дар душам людей, умерших сравнительно недавно. И даже среди более древних сущностей попадаются такие, которые тоже охотно принимают современные деньги.
По особым случаям можно жертвовать духам и более крупные суммы — например, сразу несколько монет, количество которых будет определяться числом, традиционно соответствующим данному духу.
Духи-посредники в гоэтических ритуалах
Еще одно очень важное обстоятельство — то, что во многих иерархиях духов существуют особые духи-посредники, к которым следует обращаться в первую очередь, и только затем уже можно будет установить контакт с другими. От этого может зависеть структура подношений. Как правило, чтобы ваши дары дошли до других духов данной иерархии, начинать нужно с подношений духу-посреднику.
Например, я в своей ритуальной практике поддерживаю постоянный контакт со Скирлином — духом-посредником из иерархии «Истинного гримуара». На нем сосредоточена значительная часть ритуальной работы, и он получает подношения чаще прочих. В некоторых отношениях Скирлин действует так же, как «Священный Ангел-Хранитель» из других трансцендентальных систем. Кроме того, функционально он очень похож на важнейших духов-посредников из африканских традиционных религий, на Ганешу в индуистской традиции и так далее.
Для поддержания такого постоянного контакта требуются различные формы религиозного служения. Некоторые из них используются и в работе с другими духами, но в отношениях с духом-посредником им, естественно, отводится более важное место. Например, у Скирлина есть свое имущество — дары и подношения, которые остаются на алтаре навсегда. Кроме того, я готовлю для него специальное благовоние и храню его про запас, потому что без него вся моя гоэтическая работа просто встанет на мертвой точке. Образ Скирлина занимает центральное место в алтарном пространстве и установлен на большом мраморном пентакле, окруженном различными предметами, принадлежащими этому духу. В числе этих предметов — особые орудия дивинации, которые настроены специально на этого духа и могут использоваться только с его помощью.
Работа
В брухерии, мексиканской ведовской традиции, есть одно полезное выражение, не имеющее аналогов в современном «западном» оккультизме: «mialabores», что буквально переводится как «моя работа по дому», но на практике означает рутинную магическую работу — такую, как поддержание чистоты и порядка в святилище, чтение ежедневных молитв, заклинаний и т.п. Эквивалентные обязанности существуют и в гоэтической практике, и религиозный аспект в них также выражен очень ярко. Важное место среди них занимает регулярное очищение ритуальных орудий и рабочего пространства или алтаря; и точно так же, как в некоторых религиях нью-эйдж и магических системах, подобных брухерии и худу, в гоэтии для омовения и очищения используются специальные жидкости и предметы. Так, например, при работе с иерархией «Истинного гримуара» предписано окроплять алтарь и орудия «святой водой» при помощи кропила, изготовленного из стеблей растений трех видов; но вместо «святой воды» для «mialabores» можно с успехом использовать крепкий отвар тех же самых растений. Разумеется, прежде чем окроплять орудия, следует стереть с них пыль или вымыть их в том же отваре. Аналогичным образом, перед ритуалами переосвящения металлических орудий последние нужно вручную отполировать, и так далее.
Еще одна составляющая «mialabores» — чтение ежедневных молитв и заклинаний. В руководствах по гоэтии эта практика упоминается редко, но без нее не обойтись, если вы хотите работать в гоэтической традиции постоянно. В «Истинном гримуаре» (равно как и в нескольких версиях «Ключа Соломона») приводится «стандартная» молитва, которой следует предварять все магические операции без исключения. И если, к примеру, данный гримуар служит основой или источником вдохновения для всей вашей магической работы в целом, то эту молитву следует читать каждый день. Кроме того, «mialabores» включают в себя регулярные подношения и сопутствующие им заклинания. То же самое можно сказать и о ритуалах освящения, которые, очевидным образом, следует не только проводить после изготовления ритуального предмета, но и повторять на регулярной основе.
Кропило для святой воды, изготовленное, как сказано выше, из трех видов растений, тоже следует регулярно обновлять — по средам на растущей луне. После этого следует собрать орудия на алтаре и благословить их всех совокупно, окропить и окурить подобающим благовонием. Любую подобную работу желательно предварять ритуальным омовением по описанной в гримуаре или другой подходящей процедуре. Постоянная работа в гоэтической традиции — это своего рода профессия или неотъемлемая часть магического образа жизни в целом; поэтому подобные ритуальные омовения можно тоже включить в число ежедневных практик. И это — лишь один многих возможных способов, позволяющих тесно связать свою повседневную жизнь с ритуальной магией.
К числу «mialabores» и постоянной, «профессиональной» гоэтической работы можно отнести также работу с непосредственным физическим окружением. Например, если я переезжаю на новое место (что в последние годы случалось достаточно часто), то в первую очередь тщательно осматриваю окрестности в поисках мест, подходящих для практики, — таких, как перекрестки, кладбища, особые деревья и места произрастания особых трав, а также проточные водоемы, то есть ручьи и реки.
Водоемы важны и как источники различных типов воды, необходимых для ритуалов, и как потенциальные места добычи глины, которая может понадобиться для изготовления статуэток и сосудов. Перекрестки — самые подходящие места для избавления от расходных ритуальных материалов, будь то остатки веществ, использованных в ритуале, или предметы, уже отработавшие свое, или же, собственно, чары, которые исполнили свое предназначение и теперь должны быть развеяны. Избавляясь от чего-либо на перекрестке, важно учитывать, хотите ли вы сохранить результаты магической работы при себе или дать им рассеяться: от этого зависит, на какой стороне перекрестка вы оставите то, что принесли. Кроме того, на перекрестках можно оставлять различные подношения и даже вызывать некоторых духов и божеств.
Кладбища полезны по целому ряду причин, так что мне, например, приходится посещать их достаточно часто. Опять-таки, подчеркну при этом, что моя работа не имеет ничего общего с сатанизмом и тем более — с теми его разновидностями, которые включают в себя акты вандализма и осквернение могил. Кладбища — это обители духов, с которыми гоэтический маг должен поддерживать дружеские отношения, а если вы будете плохо вести себя у них в гостях, на всякой надежде на дружбу можно сразу поставить крест. Входя на территорию кладбища, я обычно оставляю ритуальную плату; кроме того, я отдельно плачу местным духам, если что-то уношу оттуда с собой или приношу что-нибудь, чтобы там оставить. Как я уже говорил, я собираю старинные монеты для ритуальных целей, и перед визитом на кладбище никогда не забываю захватить с собой несколько штук. Кроме того, я всякий раз стараюсь навести порядок на могилах и вообще держусь во время таких визитов очень аккуратно и слежу за своим поведением и внешним видом.
Возможно, когда-нибудь вы заметите на кладбище респектабельно одетого человека, чинно прогуливающегося по дорожкам и бросающего пристальные взгляды на те или иные могилы, деревья или даже на землю у себя под ногами. Время от времени, оглядевшись по сторонам, он будет наклоняться и подбирать что-то земли… и не всякая такая находка тотчас отправится в ближайшую урну. Если вы увидите кого-то подобного, знайте, что это, возможно, и есть маг, работающий в гоэтической традиции.
Ритуальные циклы и рутинная, повседневная магическая практика — важнейшие компоненты «профессиональной» гоэтической работы. Такая регулярная, циклическая работа — главный источник силы самого мага и его орудий, а также, что самое важное, его отношений с духами, которые неизменно стоят за всеми более эффектными магическими операциями. Об этих отношениях говорят не так уж часто; они остаются в тени; но именно они — основа всей магической жизни, опирающейся на религиозное служение и реальную практику.
Перевод с англ. Анны Блейз
[1] Имеется в виду глава «Ключа Соломона» под названием «О воске и девственной глине»: «Воск или девственная глина используются во многих магических операциях для изготовления фигурок, свечей или других предметов. Глину ты должен добыть и размять собственноручно, не используя других инструментов, дабы они не загрязнили ее. Воск следует взять у пчел, сделавших его первый раз, и он должен быть не разу еще не использован для иных целей.
Когда пожелаешь использовать глину или воск, перед работой произнеси следующее заклинание: “ЭКСТАБОР (EXTABOR), ГЕТАБОР (HETABOR), СИТТАКИБОР (SITTACIBOR), АДОНАИ (ADONAI), ОНЗО (ONZO), ЗОМЕН (ZOMEN), МЕНОР (MENOR), АСМОДАЛ (ASMODAL), АСКОБАИ (ASCOBAI), КОМАТОС (COMATOS), ЭРИОНАС (ERIONAS), ПРОФАС (PROFAS), АЛКОМАС (ALKOMAS), КОНАМАС (CONAMAS), ПАПУЭНДОС (PAPUENDOS), ОСИАНДОС (OSIANDOS), ЭСПИАКЕНТ (ESPIACENT), ДАМНАТ (DAMNATH), ЭХЕРЕС (EHERES), ГОЛАДЕС (GOLADES), ТЕЛАНТЕС (TELANTES), КОФИ (COPHI), ЗАДЕС (ZADES), Вы, Ангелы Божии, придите, ибо я взываю к вам в моей работе, дабы через вас она обрела добродетель и совершенство. Аминь”.
После этого прочти псалмы CXXX, XIV, CI, VIII, LXXXIII, LXVII, XLIX, LIII, LXXI, CXXXII, CXIII, CXXV, XLVI, XLV, XXI, L, CXXIX, CXXXVIII и произнеси: “Я заклинаю тебя, о творение из рода воска (глины), дабы обрела ты благословение чрез все святые Имена Бога и Его Святых Ангелов. Будь священна и благословенна и наполнись добродетелью по желанию моему пресвятым Именем АДОНАИ (ADONAI). Аминь”.
Окропи воск и отложи его. Помни, однако, что глину ты всякий раз должен собственноручно добывать и готовить сызнова». — Примеч. перев.
[2] «…когда жертвуешь пищу или питье, все необходимое должно быть приготовлено вне круга, [на предварительно вымытом или новом столе]; пища должна быть покрыта чистой тканью, а под ней следует постелить чистую белую скатерть; при этом должны быть свежий хлеб и доброе игристое вино; но все это непременно должно соответствовать природе планеты. Такие животные, как дичь или голуби, должны быть поджарены. Обязательно должен быть сосуд с чистой ключевой водой; и прежде, чем войти в круг, следует призвать Духов или, по меньшей мере, их правителей по именам и произнести: “В каком бы месте вы ни были, о Духи, приглашенные на пир, придите и будьте готовы принять дары и жертвы, после чего вы получите еще более приятные подношения”. Окури комнату храмовым благовонием и окропи мясо очищенной водой, после чего начинай заклинать Духов и продолжай до их появления». — Примеч. перев.