Авторы: Эдред Торссон, Фрейя Асвинн, Галина Красскова, Рейвен Кальдера, Ян Фриз, Квельдульф Гундарссон, Кеназ Филан.
Edred Thorsson (c)
Freya Aswynn (c)
Galina Krasskova (c)
Raven Kaldera (c)
Jan Fries (c)
Kveldulf Gundarsson (c)
Kenaz Filan (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Толкования Эдреда Торссона
1. Из книги "Футарк: учебник рунической магии"
Названия:
Протогерм.: jera (Йера: [хороший] год, урожай)
Готск.: jer (Йер: год)
Др.-англ.: gér (Джер: год)
Др.-сканд.: ár (Ар: год, [хорошее] время года)
Варианты начертания:
Фонетическое соответствие: j (произносится как «й»). В поздний древнескандинавский период, около 600 года н.э., в западно-скандинавских диалектах эта начальная j утратилась, и руна стала обозначать звук а.
Эзотерическое толкование названия: жизненный цикл, солнечный цикл.
Идеографические толкования: священный брак между небом () и землей () или круговорот летне-зимнего цикла.
Комментарий
Jera олицетворяет циклическую модель вселенной, выраженную в формуле «возникновение/начало — бытие/становление — исчезновение, ведущее к новому началу». Это основополагающий паттерн, действующий на протяжении всего рунического ряда. J-руна – одна из двух «центральных рун» в схеме Старшего футарка; она определяет циклическую природу горизонтального плана, пребывающего в постоянном становлении. Это тайна той «окружности, которая находится всюду».
В руне J заключена мистерия 12-частного цикла солнечного года. Raidho — это суточный путь солнца и его руководящая сила, Jera — его годовой путь, а Sowilo — само архетипическое солнце как таковое.
Jera — награда за достойные, правильные и законные (естественные) действия, совершенные в прошлом. На самом деле никаких моральных принципов она не подразумевает: это не искусственный, а природный закон. Если вы засеете поле правильно, в соответствии с традицией, и если при этом вам будет сопутствовать «удача» (хаминья), то в должный срок вы пожнете богатый урожай. Jera — это плоды усилий, приложенных ради достижения цели, которую вам указала воля или подсказал инстинкт. Принцип этой руны одинаково действует как в сфере нуминозного, так и в феноменологическом мире.
Связанная с J-руной идея космического плодородия указывает на Фрейра, которого призывают til árs ok fridhar («ради доброго времени года [урожая] и мира»).
Древнескандинавское название, ár, объясняет часто встречающуюся ассоциацию этой руны с орлом (др.-сканд. ari) как символом стремительно летящего архетипического солнца.
Ключевые слова:
Циклическое развитие
Солнечный год (12-частный)
Вознаграждение
Плоды трудов
Орел
Гальдр:
jera jera jera
jjjjeeeerrrraaaa
jjjjjjjjjj
ju ja ji je jo
(jur jar jir jer jor)
jjjjeeeerrrraaaa
Стадха
Стоя прямо, согнуть правую руку таким образом, чтобы коснуться темени большим пальцем. Левую руку согнуть под таким же углом, коснувшись кончиками пальцев верхней точки левой тазовой кости.
Магическое применение:
1. Плодородие, творчество.
2. Мир, покой, гармония.
3. Просветление.
4. Осознание циклической природы мультиверсума.
5. Осознание тайны вездесущей окружности.
6. Доведение других идей до материального проявления.
2. Из книги "Руническая традиция: учебник эзотерической рунологии".
J-руна — знак солнечного года, состоящего из двенадцати месяцев; ее мистерия связана с «летней» половиной года — периодом сева, созревания и жатвы. (В древнегерманском календаре было только два времени года — лето и зима. «Весна» и «осень» означали только краткие переходные периоды между этими двумя сезонами.)
Средоточие силы этой руны — ее циклическая природа. Это руна «вечного возвращения». Йера олицетворяет общий для всего рунического ряда принцип возникновения, становления и смерти как перехода к новому рождению; на важнейшее значение этого принципа указывает ее место в центре футарка (наряду с Эйваз).
Это динамическая двоица и вездесущая окружность.
«Йера» в буквальном переводе означает «плодородный год» или «урожай». Это награда, которую мы обретаем по завершении цикла усердных трудов в соответствии с природными (и нуминозными) законами. Значение руны Йера проясняет символика земледельческого процесса. Семена не спрашивают, кто и зачем их посеял, — для них важно лишь то, как это было сделано. Если поле засеяно правильно, урожай должен оказаться обильным (см. руну Пертро). Йера — награда за правильно проделанную работу.
Мистерия J-руны на глубинном уровне связана с первым и последним ставами ряда как символами мира, процветания и свободы.
J-руна – это космический жернов, вращающийся на космической оси EI-руны.
Толкование Фрейи Асвинн
Из книги "Руны и мистерии северных народов"
Традиционное значение: год; урожай.
Йера — четвёртая руна атта Хагалаз и двенадцатая в общей последовательности футарка — отличный пример того, сколь тщательно продуман рунический ряд: ведь в году — двенадцать месяцев, а в сутках — дважды двенадцать часов. А название этой руны свидетельствует о том, что она тесно связана со временем и счётом времени.
Каждая из трёх предшествующих рун ассоциировалась с одной из норн. Вслед за убийством Гулльвейг в «Прорицании вёльвы» на сцену выходят три девы-великанши из Йотунхейма, а поскольку Гулльвейг была сожжена трижды, но осталась в живых, можно сделать вывод, что эти великанши, они же норны, представляют собой три ипостаси Гулльвейг. Как уже говорилось, каждая норна символизирует один из аспектов времени: Урд — прошлое, Верданди — настоящее, Скульд — будущее. А руна Йера, следующая непосредственно за тремя рунами норн, олицетворяет время в целом.
Две половинки Йеры — символ двух половин года, циклически сменяющих друг друга в вечных переходах от света к тьме и обратно. Особенно тесно Йера связана с зимнем солнцеворотом — возвращением света. Кроме того, Йера соотносится с мистерий Бальдра и Хёда — умерщвлённых и возродившихся богов. Бальдр погибает в день летнего солнцестояния, а возрождается — в день зимнего солнцестояния, Хёд же погибает на зимнее солнцестояние, а возрождается — на летнее. Если расположить месяцы года на ободе колеса и поместить руну Йера в точку зимнего солнцестояния, а остальные руны расположить на равных расстояниях друг от друга в порядке футарка, то в позиции, диаметрально противоположной Йере, — в точке летнего солнцестояния — окажется руна Дагаз. Так выявляется особая взаимосвязь между рунами Дагаз и Йера и тот факт, что они взаимно дополняют друг друга (Йера связана с делением года, а Дагаз — с делением суток).
Йера символизирует годовой цикл и смену времён года. Это руна надежды, напоминающая нам о том, что всё пребывает в вечном движении и ничто не остаётся неизменным. Она способствует плавным переменам, помогая осторожно преобразовать плетение вирда. В раскладе она обычно предвещает перемену к лучшему — конец одного цикла и начало следующего. Эта руна заключает в себе тайну вечного возвращения.
Йера связана со стихией Земли, а из богов (кроме вышеупомянутых Бальдра и Хёда) с ней ассоциируются близнецы-ваны — Фрейр и Фрейя. Эта руна символизирует плодородие и, прежде всего, богатый урожай. Частично с ней также соотносится Тор. В некоторых областях зимнее солнцестояние традиционно считалось праздником Тора, хотя кое-где этот праздник посвящали Фрейру. Кроме того, Тор почитался как защитник земледельцев и покровитель сельского хозяйства.
На индивидуальном уровне Йера как руна возвращения нередко указывает на то, что вам предстоит столкнуться с результатами своих прошлых действий. Лично мне Йера представляется весьма благотворной и обнадёживающей руной, гораздо менее суровой, чем Иса и Наутиз. В магии её можно использовать как для ускорения, так и для замедления тех или иных процессов. Всё зависит от того, в каком положении вы её начертите. В прямом виде Йера ускоряет ход событий, а в перевёрнутом — напротив, замедляет. Последнее может быть полезно, когда ситуация развивается слишком быстро и вы не успеваете справляться с потоком перемен.
Если Иса символизирует точку наиглубочайшего погружения в материю, то Йера знаменует собой поворот в обратном направлении. От Феху до Йеры мы наблюдали последовательное нисхождение энергии (духа) в материю. От Йеры же начинается восхождение, признаки которого ещё ярче проявляются в следующей по порядку руне — Эйваз.
Толкования Галины Крассковой
1. Из книги: "Руны: теория и практика"
Традиционное значение: урожай.
Древнеанглийская руническая поэма:
Ger byþ gumena hiht, ðonne God læteþ,
halig heofones cyning, hrusan syllan
beorhte bleda beornum ond ðearfum.Лето — отрада людям: в это время Господь,
[Многие рунологи полагают, что слово «Господь» в этой строфе заменило собой имя Фрейра. — Примеч. автора]
священный король небес, понуждает землю
благие плоды приносить равно богатым и бедным.
Старонорвежская руническая поэма:
Ár er gumna góðe;
get ek at orr var Fróðe.Изобилие — людям благо;
[Фроди — одно из имен Фрейра. — Примеч. автора.]
Я говорю, что Фроди был щедр.
Исландская руническая поэма:
Ár er gumna góði
ok gott sumar
algróinn akr.
annusallvaldrИзобилие —
благо людям,
и доброе лето,
и урожайная нива.
Современная руническая поэма Э. Вонгвизит:
Кружится колесо,
и под телегой наст
хрустит, ломаясь.Кружится колесо,
и тает снег,
и острый лемех
взрывает тьму земли.Кружится колесо,
и льется дождь,
и зеленью сверкает
нивы грудь.Кружится колесо,
и теплый, пьяный ветер
колышет злато всходов
под синевой небес.Кружится колесо,
и серп срезает
стебли золотые
в пору жатвы.Кружится колесо,
и время воздаёт
за все твое терпение сторицей.
Впечатления от руны
Йера — хранительница времени. Йера — плавные колебания тона, текстуры и тембра тех нитей, из которых сплетается Вирд. При медитации на эту руну могут приходить образы Иггдрасиля, покрытого яркой осенней листвой. Эта руна может открывать врата между различными состояниями и между мирами. Иногда она проявляется как сама сеть Вирда, натянутая между ветвями Древа. Когда она предстает в этом обличье, по ней можно проследить и прочесть всё, что угодно. А еще она может принимать облик челнока на ткацком станке.
Йера тесно связана с севом, жатвой и сменой времен года; она наглядно иллюстрирует начало 3-й главы Екклесиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…» Это руна медленного, неторопливого созревания; руна семян, набирающихся силы под слоем черной, плодородной земли. Это руна преображения, руна гибкости и роста; она мягко и ненавязчиво учит нас раздвигать свои границы и усваивать новые знания и идеи. Она учит нас постепенно, неторопливо расширять кругозор, идти вперед и вперед. В духовном смысле Йера — это та нейтральная полоса, на которой мы встречаемся с богами на полпути; та область, в которой мы робко тянемся Им навстречу и постепенно становимся все более и более открытыми и восприимчивыми к Их голосам.
При мысли об этой руне мне часто представляется Локи. В одной из эддических песней Локи прячется от других богов и, сидя в укрытии, сплетает первую рыболовную сеть (а затем, пытаясь спастись от преследователей, превращается в рыбу, но боги ловят Его той самой сетью, которую Он изобрел). Когда в связи с руной Йера ощущается присутствие Локи, сама она предстает как сеть, при помощи которой можно улавливать те или иные энергии. Из этого я делаю вывод, что руну Йера можно использовать не только для защиты особого рода — такой, которая будет захватывать и/или отводить нежелательные энергии, — но и как уникальное орудие для возвращения души. Йера способна залечивать старые эмоциональные и духовные раны. Она учит нас «обрабатывать» эти раны и извлекать мудрость из обретенного опыта. В сущности, я бы сказала, что это — руна неторопливого и вдумчивого созревания духа. Я занимаюсь иаидо — японским боевым искусством, в основе которого лежит мгновенное обнажение меча с последующим ударом. Это искусство требует огромной дисциплины и точности. На то, чтобы в должной мере отточить мастерство и стиль, могут уйти годы. И вот однажды, на одном из занятий, кто-то из старших учеников заговорил о процессе обучения и о том, как лучше всего выстроить программу тренировок. «Насильно здесь ничего не добьешься, — сказал он. — Это мастерство можно только вылепить постепенно». И в этом, по-моему, — самая суть руны Йера. Йера — это процесс вылепливания.
В этой руне есть четкий, но очень сдержанный ритм. Йера — это терпеливый труд и ожидание, но не пассивное, а деятельное, заполненное усердной работой и сознанием того, что рано или поздно мастерство придет. Это руна медленного, размеренного роста, зачастую дающегося лишь ценой больших усилий, но от того еще более драгоценного. Она олицетворяет неспешную эволюцию человеческого духа в контексте всего Вирда нашей жизни. Это терпеливое строительство, неторопливо, но неуклонно приближающее нас к богам. Благодаря Фрейру ритм этой руны можно ощутить как настойчивый барабанный бой жизни, пульсирующий в самой земле, в семенах и всходах, тянущихся к солнцу, — глубокий, первобытный, неотступный ритм, гулким эхом отдающийся в наших жилах.
Йера — руна циклов на всех уровнях. Это руна роста, напоминающая нам о том, что из каждого пройденного цикла следует извлекать новую мудрость. Она учит нас использовать во благо каждый шаг на пути каждого цикла, а не просто безвольно подчиняться круговороту природы. Йера — естественная, природная руна, проявления которой сильно зависят от ее окружения. Она подобна плугу: плуг не вспашет землю, пока вы не наляжете на рукоять. Точно так же и Йера не заставит вас пройти необходимый цикл развития, если вы сами не приложите к этому известных усилий. Чтобы завершить цикл, вы должны потрудиться. Эта руна не из тех, которые сами толкают нас к цели. Йера — не стрекало и не погонщик.
Кроме того, Йера может олицетворять цикл жизни и смерти. С ее помощью можно проводить умирающего в царство Предков, если тот не сопротивляется естественному процессу умирания. Йера — это колесо времени, круговорот времен года и равновесие экосистемы. Это цикл света и тьмы, инь и ян, дня и ночи. В этом отношении она родственна детям Мундильфари — божествам космических циклов: лунному богу Мани и солнечной богине Сунне. Особенно ярко это ее свойство раскрывается в сочетании с руной Дагаз.
Боги и богини, связанные с руной Йера:
Фрейр, Локи, норны, Идунн, Мани, Сунна, Эрда.
Прочие ассоциации:
пауки, сети; сеть Вирда, натянутая между ветвями Иггдрасиля; плетение сетей; смена времен года; время; рыболовные сети; желтый, оранжевый, красновато-коричневый и янтарный цвета; осень, осенние листья; семена; лосось; глина, охра, желтый топаз.
2. Из заметок в блоге
Главное божество этой руны — Фрейр, но время от времени в связи с ней дают о себе знать Сив и Тор, а иногда — даже Локи. Эта руна очень тесно связана с природными ритмами и сменой времен года. Полагаю, именно по этой причине в руках опытного мастера она позволяет установить контакт даже с богиней Идунн. Йера помогает удерживать и развивать тонкую нить жизненной силы, энергии роста и неуклонного движения вперед и вверх.
Йера — руна природных циклов. Как я уже писала в своей книге, при мысли о ней мне всегда вспоминается стих из Екклесиаста — «Всему свое время…». У наших предков не было супермаркетов. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось внимательно следить за сменой времен года и действовать в согласии с природными ритмами. Времена года и погодные условия постоянно меняются, но это не значит, что предсказать их невозможно. Основа руны Йера — ритм и цикличность. Когда она выпадает в гадании, это нередко означает, что в жизни кверента начинается новый цикл или что остается лишь подождать, пока старый цикл закончится и начнется новый. Йера советует набраться терпения и уделять осознанное внимание мелочам.
Относительно тех событий, управлять которыми мы не можем, эта руна говорит: «Позаботься о том, чем ты все-таки можешь управлять: о самом себе, о своем поведении, о своих реакциях, о той ответственности, которую ты несешь. Сосредоточься на этом, а в остальном пусть все идет, как идет». В данном отношении Йера — это руна самодисциплины и самоконтроля. Ваша задача — засеять поле и позаботиться о всходах, а в остальном урожай вызреет сам.
Йера — глубоко естественная, природная руна. Дух ее теснейшим образом связан с циклами земли. Однажды Йера пришла ко мне под аккомпанемент мощного, гулкого, глубинного ритма — казалось, будто у меня под ногами пульсирует сама земля. Этот ритм настроил меня на биение силы в живом семени, на стремление ростка разорвать свою оболочку и пробиться сквозь почву вверх, к солнцу, воздуху и дождю. Все это — тоже часть руны Йера. Да, она может советовать нам терпеливо ждать, но нельзя сказать, что Йера — руна неподвижности. Один заядлый садовник как-то сказал мне: в пригоршне почвы — больше жизни, чем в большом городском квартале. Все в ней живет и движется, толкается, суетится, растет, перемещается и преображается. Все в ней исполняет свое предназначение. И Йера — это руна роста и распада, руна циклического развития. При мысли о ней мне видится земля, кишащая дождевыми червями, и компост, и распад всего, что мнило себя бессмертным. Дух этой руны посмеивается над нашим высокомерием и гордыней, над всеми теми, кто, подобно Озимандии, возомнил себя владыками этого мира и вообразил, что будет править вечно. Йера только усмехается и идет дальше своим радостным путем — идет заниматься не нами, а тем, что важно по-настоящему.
Эта руна расставляет все по местам. Она наводит порядок. Обычно она действует мягко, но в самой этой мягкости чувствуется сила неотвратимого предназначения.
Как заметил по поводу этой руны мой друг Кеназ, «времена года сменялись задолго до того, как на сцену вышел род человеческий, — и продолжат все так же сменяться после того, мы уйдем. Весенний дождь идет не для нас; и только от нас зависит, обернем ли мы его себе на пользу или в убыток». Такова Йера.
Йера тесно связана с циклами человеческой жизни, но, в то же время, полностью отрешена от них. Она управляет этими циклами и, хотим мы того или нет, они будут продолжаться всегда.
Во многих отношениях Йера — это клей, скрепляющий все сущее. Кеназ Филан верно соотносит ее с космическими, планетарными и природными циклами (и в этом смысле Йера теснейшим образом связана с Дагаз). Йера — неизбежность постоянных перемен. Она действует относительно мягко, но это потому, что она необыкновенно «органична»: она следует естественным потокам и движется вместе с ними.
Нередко от нее можно услышать совет: «Терпи. Все, чтосейчаснужно, — этодотерпетьдоконцатекущегоцикла. Есливыдержишь, то, возможно, соберешьбогатыйурожай. Терпи. Все течет, все изменяется, и все продолжает расти — даже тогда, когда кажется, что все рушится».
В раскладе Йера — показатель связи между различными явлениями. Как указывает Кеназ Филан, когда выпадает Йера, необходимо обращать внимание на окружающие руны. Йера в гадании может означать, что поворот колеса, смена караула, переход на новую ступень неизбежны. В нашей жизни — обыденной или духовной — постепенно начинается новый этап.
Перемены, о которых говорит Йера, произойдут непременно, хотим мы того или нет. Солнце взойдет или зайдет, одно время года сменится другим, черви съедят мертвое тело, а компост станет пищей для новых всходов. В духовной жизни тоже есть такие циклы, которые начинаются и заканчиваются независимо от наших личных желаний. Йера заботится не о нас как индивидах, а о тех процессах, которые происходят с нами и вокруг нас и частью которых мы являемся.
Йера — руна паттернов и структур. Она может открыть доступ к нитям вирда: работа с Йерой превосходно развивает чувствительность к его строению и потокам. Вирд — это цикл циклов, структура структур, и Йера самым прямым и непосредственным образом связана с его великой сетью.
Кроме того, если работать с этой руной, воздавать ей почести и медитировать на нее, она может даровать утешение после смерти близкого человека, завершив период горевания. Показывает нам взаимосвязи всего сущего и циклы, в которых вращается всё на свете, Йера напоминает о том, что на самом деле ничто не заканчивается и не исчезает бесследно: все только движется, развивается и преображается.
Толкования Рейвена Кальдеры
1. Из статьи "Дети пустоты: руны как духовные союзники"
Йера/Джер: Крестьянка
Йера всегда приходит с какими-нибудь сельскохозяйственными орудиями — с палкой-копалкой, мотыгой, лопатой, молотильным цепом, корзиной, в которой веют зерно, или мешком семян, которые она вскоре бережно посадит в землю. Она является в образе зрелой женщины с мозолистыми руками и потемневшим от солнца лицом, в прочной рабочей одежде. Волосы она заплетает в косу, чтобы они не мешали Работе. Собственно, Йера и есть Работа; она — Труженица, самая работящая и усердная из рун. По ее мнению, нельзя оставлять ничего на волю случая. Все, что стоит иметь, необходимо заслужить; и нет ничего слаще, чем в должный срок пожинать заслуженные плоды свои усилий. Силы и время, которые мы потратили на достижение результата, — вот истинная мера его стоимости. Однако трудится она не только из чувства долга. Йера всем сердцем любит землю, которую возделывает; она живет в согласии с циклами погоды и времен года; и она помогает нам понять, что и простой физический труд тоже может быть священным. Из Девяти миров она больше всего любит Ванахейм, где почва самая плодородная, где вращение Колеса Года ощущается полнее, чем где бы то ни было и вся земля разделена на любовно возделанные участки, словно лоскутное одеяло, сшитое руками заботливой хозяйки.
2. Из статьи "Путехождение с рунами"
Йера, или Джер, — Руна Урожая, открывающая самый простой и быстрый путь в Ванахейм. Из нее получается прекрасная вешка для этого мира, полезная в тех случаях, когда вам не удается туда добраться другими путями. Можете начертить ее в воздухе или же, если вы совершенно запутались и потеряли ориентацию в пространстве, — нарисовать на земле и встать на нее: так она притянет не вас к Ванахейму, а Ванахейм — к вам.
Чертится Йера большим пальцем сверху вниз, как две буквы V; если же вы хотите использовать позднюю версию этой руны, проведите вертикальную линию снизу вверх, а затем добавьте ромб, начав от верхней точки. Цвет Йеры — зеленый.
Толкование Яна Фриза
Джер — руна, связанная с земледелием. В связи с ней стоит вспомнить о «неолитической революции» — о тех бытовых и мировоззренческих переменах, которыми сопровождался переход кочевых племен к оседлому образу жизни. Век охотников и собирателей сменился эпохой крестьян.
Индоевропейские корни *ger— («собирать»), *gher— («хватать, окружать, ограждать») и *ar- («соединять друг с другом») дали начало множеству новых слов — таких, как древнеисландские jarða («погребенный, закопанный»), jarðriki («земля, царство земное») и gardr («поселение», «сад»), древневерхненемецкие gard, gardo («сад», «круг», «чин») и древнеанглийское geard («огражденный участок», «страна», «сад»). Вспоминаются «Асгард» («страна асов»), Мидгард («срединная земля») и Утгард («внешняя земля»). Возможно, — это не что иное, как ограда поля. Для крестьянина земля была источником в самом прямом смысле слова. Охотник и собиратель полагаются на удачу, ловкость и подвижность, а крестьянин — на терпение и выносливость, порядок и способность планировать на будущее. Землю разделяют на участки, обрабатывают, защищают и передают по наследству, а это требует новых определений закона, порядка и собственности. Земля приносит плоды. или можно рассматривать также как образы семян и прорастающих из них колосьев.
Далее в игру вступает фактор времени. В свой срок семена прорастают и превращаются в зрелые растения: древневерхненемецкое garo и древнеанглийское gearn (от индоевропейского *garwa-z-) означают «завершенный, зрелый, готовый». Сезон завершения природного цикла — осень — по-немецки называется Herbst, и это слово этимологически связано с английским harvest — «урожай». Само понятие года (древневерхненемецкое jar, древнеанглийское gear, древнескандинавское ar) связывалось с порой сбора урожая (древнескандинавское arnot). Кельтское слово airem означает «пахарь». Дух, благословляющий землю, на древнеанглийском языке называлсяerce, что тесно связано как с именем богини земли Герд, жены бога плодородия Фрейра, так и с именем Йорд/Фьоргюн (самой Земли), первой жены Одина.
Иногда эту руну изображают в упрощенном виде — как или . В этой форме она называется «Ар» (ar) и связывается с богом солнца, с ариями (индоевропейцами) и с сомнительным божеством по имени Ара Хари — солярным богочеловеком, которого «открыли» (а точнее, вывели на чисто идеологических основаниях) нацистские историки. Впрочем, многие историки подтверждают, что индоевропейские народы вели оседлый образ жизни в патриархальных общинах, занимались земледелием и скотоводством и поклонялись солнечным богам. Оккультисты называют этот период «эоном Осириса», а Осирис/Усир/Асар — это, по сути своей, бог зерна. В пору жатвы его убивают; после снятия урожая поле выжигают огнем (Сет); в пору сева части тела убитого божества (семена) разбрасывают по земле, и из земли возрождается новая жизнь. Центральную часть мифа о солярном герое составляют смерть и воскресение; плоды — это тоже жертвоприношение..
Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона
Из книги "Тевтонская магия"
Звук в гальдре: yyyyyyyyyy(«ййййййййй», как в английском слове year).
Буквы: J, Y (в чисто германских языках, таких как немецкий и древнескандинавский, Jвсегда произносится как Y).
[Урожай] — надежда людей:если дозволит бог,
святой небесный владыка,
земля принесет плоды
и знатным, и бедным.
— Древнеанглийская руническая поэма [Урожай] — для людей прибыток;
говорю, что Фроди был щедр.
— Старонорвежская руническая поэма [Урожай] — всем людям прибыток,
и доброе лето,
и спелая нива.
— Древнеисландская руническая поэма
Знаю десятое, —
если замечу,
что ведьмы взлетели,
сделаю так,
что не вернуть им
душ своих старых,
обличий оставленных.
— «Речи Высокого», 155
Форма руны Йера наглядно показывает, как древние германцы представляли себе смену и взаимоотношения времен года, особенно в связи с методами земледелия. Тевтонский год подразделялся не на четыре, а всего на два сезона — зиму и лето, которые непрерывно взаимодействовали между собой. Урожай, собранный летом, — это пища на зиму. В начале зимы следовало посеять семена, чтобы те пролежали под землей до следующего лета и взошли колосьями. Название руны, которое буквально переводится как «год», означает не только год как единицу времени, но и год благоприятный, урожайный, — такой, в который пахота сев, уход за полями и жатва в точности согласуются как с внешним «расписанием» времен года и переменчивых погодных условий, так и со внутренними сроками развития самих растений. Здесь очевидна связь между рунами Райдо и Йера: Йера, как и Райдо, — руна солнечного цикла, только не суточного, а годового.
Альтернативная форма этого става, , аналогична варианту руны Ингваз: она изображает мужские половые органы во всей их полноте (в отличие от Ингваз из Старшего футарка, изображающей половые органы кастрированного мужчины). Это символ одной из функций бога Фрейра в процессе творения: Фрейр здесь предстает как Владыка Мира. Модель циклического развития по природе своей «женственна», но в этом символе она сочетается с «мужественной» прямой линией — мужской силой Фрейра, необходимой для воплощения этой модели в жизнь. Прямая линия, пересекающая окружность, представляет еще один из вариантов взаимодействия противоположностей — общего принципа, на котором основана руна Йера.
Эту руну можно рассматривать как своего рода «тевтонский инь-ян» — символ, в котором огонь (лето) и лед (зима) сосуществуют не как враждующие, а как взаимодополняющие противоположности. Огонь и лед стремятся уничтожить друг друга только в своих стихийных, «сырых», первобытных формах. Йера же обозначает их благотворное взаимодействие в круге Мидгарда, где эти первозданные стихии проявляются в смягченных, производных формах — как вода, воздух и земля. От восточного символа инь-ян Йера отличается тем, что единство противоположностей предстает в ней не как круг, а как спираль, в которой каждый новый виток означает новый этап развития целого. Эта идея связана с представлением о том, что каждое действие или событие основано на прошлых событиях и действиях и определяется ими: спираль, в отличие от круга, не дает возможности вернуться к началу.
Йера символизирует процесс бесконечного циклического развития и благотворных перемен, в наивысшей своей форме предстающего как рост «зерна», посеянного в человечестве богами, — как постепенное восхождение на тот уровень мудрости и силы, на котором находятся наши божественные родичи. Йера — это естественное развитие духовного сознания, которое невозможно ускорить или направить силой. Это руна терпения и осознания, движения в гармонии как со своими внутренними переменами («семя»), так и с переменами в окружающем мире («времена года» и «погода»). Йера не сулит мгновенного вознаграждения: это руна масштабного планирования и повседневной работы, необходимой для реализации наших планов и замыслов.
В магии эту руну используют для того, чтобы воля мага исполнилась естественным путем: такой способ воплощения замыслов почти всегда более эффективен и благотворен, чем резкие насильственные воздействия на «неподготовленную почву», хотя на него и уходит больше времени. Как и Наутиз, Йера связана с изначальным значением слова «вирд» — «вращать»; но если Наутиз — это сила вращения, действующая в обход вирда или противодействующая ему, то Йера — это сила вращения в согласии с потоком вирда, производящая постепенные и неявные перемены, плоды которых проявляются далеко не сразу.
В личностной сфере Йера помогает развивать духовное сознание и выбирать подходящее время для ритуалов, в особенности посвятительных. Эта руна подсказывает, в какие периоды повышается эффективность или, наоборот, трудоемкость ваших магических операций в соответствии с тем, к чему вы уже готовы, а к чему — еще нет. Кроме того, с ее помощью можно развивать те потенциальные способности, которые дремлют в нас, словно семена под землей, и требуют длительного и ежедневного ухода, чтобы, в конце концов, прорасти и принести плоды. И, наконец, руну Йера используют как гарантию успешного осуществления замыслов.
Во вредоносных операциях Йера может ускорить «созревание» наихудших слоев личного вирда нашего противника или же пробудить дремлющие в нем семена саморазрушения. Спираль этой руны способна вести не только вверх, но и вниз.
Благодаря своей спиралевидной форме и связи с природными циклами Йера служит эффективной защитой от тех сейдкон («ведьм»), которые стремятся причинять зло: спиральный поток энергии сбивает с пути странствующих в духе и нейтрализует те магические влияния, которые противоречат естественному ходу вещей.
Йера — прекрасная руна для всех операций, связанных с плодородием и природой в целом. Кроме того, она управляет тонкими творческими процессами — созреванием идей, разработкой концепцией и окончательным воплощением замысла в жизнь.
В ритуальной работе Йера символизирует практику ежедневных медитаций, постепенно ведущих — при условии регулярного повторения — на более высокие уровни сознания и силы. В сочетании с другими рунами Йера помогает им проявить свои качества в соответствии с их природным предназначением и естественным течением вирда.
Йера олицетворяет весь цикл взаимодействия между богиней земли и оплодотворяющим ее божеством: рождение, бракосочетание, самопожертвование, смерть и возрождение. Более полно этот цикл описан в разделах, посвященных рунам Беркано и Ингваз, но следует понимать, что две эти руны и Йера тесно связаны между собой. Ингваз — это семя, брошенное в землю, Беркано — принимающая его земля, а Йера — развитие растения и сбор урожая.
Из камней с руной Йера связан моховой агат, который, по традиции, привязывали к руке пахаря и к рогам домашнего скота, чтобы обеспечить плодородие земли и плодовитость животных. Моховой агат дает глубокую настройку на те природные циклы, которые воплощает в себе Йера.
Толкование Кеназа Филана
Из заметок в блоге
Колесо года, циклы приливов и отливов, фазы луны, круговращение планет и галактик, медленная смена поколений, в ходе которой мы превращаемся из потомков в предков, — все эти явления заключены в руне Йера. Йера — это одновременно и постоянство, и скоротечность. Она напоминает, что нет в мире ничего постоянного, кроме непрерывных перемен; что нельзя войти в одну реку дважды, и дом, в который мы возвращаемся после долгой отлучки, — это уже не тот дом, из которого мы когда-то ушли. Но, с другой стороны, все наши потери столь же преходящи, как и приобретения. То, чего мы лишились, рано или поздно вернется; поля, дремлющие под снегом, снова пробудятся к жизни с первыми лучами весеннего солнца.
Йера — одна из тех рун, перевернуть которые невозможно: у нее, как у окружности, нет ни верха, ни низа. Она символизирует циклы, но только по окружающим рунам можно понять, к чему ведет в каждом конкретном случае обозначенный ею цикл — к приобретениям или к потерям. Кроме того, она сильнее многих других рун зависит в своем значении от реакции кверента. Йера связана с процессами перемен, происходящими как вокруг, так и внутри нас. Если мы реагируем на эти перемены адекватно, все будет хорошо; если же мы игнорируем их или пытаемся им сопротивляться, нас попросту унесет потоком.
Йера — медлительная руна. Связанные с ней перемены обычно неторопливы и постепенны, но при этом неизбежны. Нельзя заставить лето задержаться подольше; нельзя предотвратить зиму. Можно лишь воспользоваться хорошей погодой и подготовиться к плохой. Йера напоминает нам, что все мы — частички огромной системы, действующей по своему собственному расписанию. Нужно зарубить себе на носу, что мир вращается отнюдь не вокруг нас и что мы во многом зависим от его вращения.
«Пройдет и это», — говорит нам Йера. Те возможности, которые она приносит, следует замечать и использовать своевременно: урожай надо снимать быстро, пока он не увял. Но, с другой стороны, трудности, которые возникают в связи с этой руной, можно попросту переждать, затаившись и уйдя на дно. Подобно самому времени или морским приливам, Йера никого не ждет. Она может научить нас не привязываться ни к чему — и, в то же время, крепко держаться за то, что действительно важно и что поможет нам пережить грядущие тощие годы. В некоторых отношениях Йера кажется мне совершенно буддийской руной. Она напоминает, что рано или поздно все изменится и «то, что есть» превратится в «то, что было». Но она же помогает понять, что все это особенно драгоценно именно в силу своей мимолетности.
В магических целях руну Йера можно использовать тогда, когда вам надо избавиться от чего-то лишнего и идти вперед. С ее помощью можно добиваться выплаты просроченных долгов и доводить до окончательного завершения затянувшиеся проекты. Если вы застряли в какой-то ситуации и не можете двигаться дальше, Йера может сломать преграды и перевести вас на следующий этап вашей жизни. (Она действует не так быстро, как Турисаз, но гораздо более мягко и щадяще по отношению ко всем участникам ситуации.) Медитируя на эту руну, прорицатель научится различать повторяющиеся модели в работе со своими мантическими орудиями и в знамениях, с которыми обращается к нему окружающий мир. И, наконец, Йера может придать рунической вязи дополнительную силу — медлительную, но неотвратимую и могучую, как само время.
Перевод с англ. Анны Блейз