Авторы: Эдред Торссон, Фрейя Асвинн, Галина Красскова, Рейвен Кальдера, Ян Фриз, Квельдульф Гундарссон, Кеназ Филан, Ребекка Бьюкенен.
Edred Thorsson (c)
Freya Aswynn (c)
Galina Krasskova (c)
Raven Kaldera (c)
Jan Fries (c)
Kveldulf Gundarsson (c)
Kenaz Filan (c)
Rebecca Buchanan (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Толкования Эдреда Торссона
1. Из книги "Футарк: учебник рунической магии"
Названия:
Протогерм.: kenaz (Кеназ: факел)
Готск.: kusma (Кусма: опухоль)
Др.-англ.: cén (Кен: факел)
Др.-сканд.: kaun (Каун: язва, нарыв)
Варианты начертания:
Фонетическое соответствие: k.
Эзотерическое толкование названия: управляемый огонь; кремация. Готское и древнескандинавское названия вторичны: они подразумевают внутренний огонь, воспаление и т.п.
Идеографическое толкование: пламя факела.
Комментарий
K-руна олицетворяет таинство возрождения через жертвенную смерть. Это огненная руна — руна факела как управляемого огня (в отличие от более первобытной и архетипической силы огня, представленной F-руной).
На ритуальном уровне kenaz — это огонь творения и алтарный огонь, пламя домашнего очага и кузнечного горна; огонь, подвластный человеку и служащий его целям. Кремация как погребальный обряд облегчает перенос психических компонентов психосоматического комплекса в новые формы и не позволяет им вернуться в формы старые, отжившие свое. На алтарном огне мясо жертвенного животного превращается в священную пищу, угодную и богам, и людям. Огонь всегда рассматривается как преображающая и возрождающая сила.
Kenaz — это способность и воля к порождению и созиданию. Таким образом, это руна художников и ремесленников, а также технических аспектов магии. Вполне очевидно, насколько в этих областях важен управляемый огонь — то есть управляемая энергия. Управляемая сила человеческой психики соединяется с управляемой энергией природы, и в результате из рук мастера выходит искусное изделие. Kenaz — «человеческая» руна, руна человечества.
K-руна заключает в себе многие знания и навыки: это владение информацией в сочетании с практическим мастерством.
Еще одно значение kenaz — тайна возникновения третьего из сочетания двух начал. K-руна соединяет противоположности эстетичным образом и воплощает в жизнь плоды этого союза.
Это руна человеческой страсти, вожделения и сексуальной любви как положительных понятий. Это эмоциональный корень творчества во всех областях деятельности. С данным аспектом kenaz во многом связана богиня Фрейя.
Кроме того, kenaz связана с понятием родства [англ. kin] и, в особенности, с той частью клановой традиции, которая утверждает единство живых и умерших членов клана как некую синкретическую форму разумной жизни.
Ключевые слова:
Управляемая энергия
Мастерство
Преображение
Возрождение
Воля к порождению
Сексуальное желание
Творчество
Гальдр:
kenaz kenaz kenaz
ku ka ki ke ko
kun kan kin ken kon
ok ek ik ak uk
kaunnnnnnnn
Стадха:
Стоя прямо, поднять правую руку под углом 45°, а левую опустить под таким же углом. Ладонь правой руки, обращенная наружу, черпает силу, а пальцы левой руки, сомкнутые и вытянутые, направляют эту силу в проявленный мир.
Магическое применение
1. Развитие мастерства и навыков во всех областях.
2. Творческое вдохновение.
3. Поляризация высокого уровня как орудие деятельности.
4. Операции восстановления и исцеления.
5. Любовь (в особенности сексуальная).
2. Из книги "Руническая традиция: учебник эзотерической рунологии".
Это руна творчества — или, в более точном соответствии с германской терминологией, способности к созиданию форм. Символом этой способности служит управляемый огонь — факел, а также домашний очаг, алтарь, кузница и погребальный костер. Все эти проявления огня служат человеку в его стремлении формировать и преображать самого себя и окружающий мир. В человеческой личности это тот яркий свет, который называют «харизмой». В рунестере он горит всегда, но ярче всего вспыхивает в «рабочем состоянии» — когда вдохновение идет мощным потоком, но физическая активность затруднена.
Кеназ — это корень всех технологий, руна ремесленников и «искусников» — Виланда (скандинавского Вёлунда) и Локи. В этой же руне заключена тайна глубинной связи между сексуальностью и творчеством, играющая столь важную роль на одиническом пути.
Скрытая подоснова Кеназ — принцип растворения, будь то органическое разложение (ср. древнескандинавское название этой руны — kaun [«язва, нарыв»]) или распад в огне (факел). Это растворение необходимо для последующего воссоздания в новом обличье — в соответствии с замыслом и намерением творца. В каком-то смысле это часть solve в составе алхимической формулы «solve et coagula» («растворяй и сгущай»). Части coagula здесь будет соответствовать — рекомбинация компонентов в преображенную самосознающую субстанцию: .
Во многих отношениях K-руну можно охарактеризовать как кульминацию процесса, начавшегося в A-руне и развившегося в руне R, — процесса рациональной обработки вдохновения.
Толкование Фрейи Асвинн
Из книги "Руны и мистерии северных народов"
Традиционное значение: факел, свет.
В древнеанглийской рунической поэме говорится:
Факел знаком
Всем живущим — пламя
Слепит и сверкает.
Вхож он туда,
Где родня короля
Собралась на отдых.
Большинство знатоков рун толкуют название Кеназ как «факел», а факел испокон веков считался символом знания, сознания и ума. Kenaz означает «знать»; английский диалектный глагол ken, а также голландский и немецкий kennen переводятся как «знать [что-либо], быть знакомым с [чем-либо]».
Более того, все эти глаголы означают не только «знать», но и «уметь, быть способным [к чему-либо]». С Кеназ связано голландское слово kunst, которое можно перевести как «искусство» и «ремесло» и которому в английском соответствует слово cunning — «уменье, ловкость, искусство». Кеназ обозначает способность находить, приобретать, применять и распознавать, а также символизирует учёбу и процесс обучения.
Основной смысл Кеназ — факел, тот факел знаний, который надлежит передать последующему поколению родственников, в современном английском именуемых kin, а в древнеанглийском — cyn (оба эти слова имеют древнеанглийское происхождение и связаны со с словом «Кеназ»). В своём основном значении kin — это члены одной семьи, кровные родственники. Однако kin можно интерпретировать и шире — как группу единомышленников, принадлежащих к одному племени. Древнеанглийское слово cyning также связано с «Кеназ». Cyning означает «король» (англ. king); не случайно в древнеанглийской рунической поэме упомянута «родня короля». В северной эзотерической традиции каждый король — потомок Водана. Он должен быть «факелоносцем» — средоточием коллективной души, сознания и совести своих подданных, а также носителем «хаминьи», то есть удачи своего народа. В других мистических традициях древности, таких, например, как египетская, царь вдобавок выступал верховным жрецом в мистериях.
Утратив большую часть своих древних знаний, мы всё же не лишились права предположить, что в старину схожих обычаев придерживались и в северных странах. А в наши дни «родня короля», упомянутая в этой рунической поэме, может пониматься, скорее, в духовном смысле, а именно, как посвящённые — духовные потомки Водана, озаряющие мир светом эзотерического знания. Кеназ символизирует внутренний свет, твёрдую уверенность в своём происхождении от богов, королей и племенных вождей и ответственность за то, чтобы нести в мир просвещение и в надлежащий срок передать факел знания в руки потомков.
Атрибуты Кеназ на психологическом уровне — ясность мышления, прозорливость, самосознание, врождённые или наследственные знания, уверенность в себе, доверие к своей интуиции и, наконец, умение сосредотачиваться и предпринимать решительные, целенаправленные действия. В сочетании с Райдо — руной, указывающей дорогу, — Кеназ озаряет светом эту дорогу, чтобы мы знали, куда идти. Сообща они направляют нас на верный путь.
Стихия руны Кеназ — укрощённый огонь. Это огонь энтузиазма и вдохновения, а также огонь, служащий кузнецу (к примеру, огонь в кузнице Вёлунда). Один из богов, воззвать к которым позволяет Кеназ, — Хеймдалль, именуемый «сияющим асом». Именно Хеймдалль обучил руническим мистериям своего потомка — человека по имени Кон. (Об этом говорится в «Песни о Риге» — одной из эддических песней, которые необходимо изучить всякому, кто желает работать с рунами.) Иными словами, обитатели Мидгарда получили руны от Хеймдалля.
В магии эта руна служит различным целям. Самое очевидное её применение — для обретения знаний, а точнее — оккультного знания. В гадании Кеназ можно использовать для исследования глубинных истоков тех проблем, которые обнаружились при толковании расклада, для прояснения скрытых причин и неявных предпосылок. Кеназ может проявляться как внутренний свет — как факел, освещающий нам путь, когда мы пытаемся проникнуть в неведомые уголки внутреннего мира. Может она стать и оружием, отгоняющим нежелательные влияния, подобно тому, как свет рассеивает тьму. Но с таким же успехом её можно применять для привлечения благотворных влияний. Всё зависит от характера магической операции и от того, какие ещё руны в ней используются. Кроме того, Кеназ способствует выявлению скрытых, неизвестных или непризнанных сторон нашего «я», а также наших или чьих-то ещё тайных побуждений.
Руну Кеназ можно использовать как астральные врата — как символ, который, выражаясь оккультной терминологией, можно спроецировать по ту сторону завесы, тем самым подав обитателям иного мира знак, что вы отправляетесь в астральное путешествие ради знаний или за ответом на какой-либо конкретный вопрос.
Кроме того, Кеназ символизирует преобразующий огонь погребального костра — в частности, костра, на котором было сожжено тело Бальдра. Поэтому Кеназ может служить своего рода маяком, символом внутреннего света, который будет освещать нам дорогу при путешествии в подземный мир и обратно, — а это необходимо, ибо путь в царство мёртвых полон опасностей. В эддах повествуется о том, как Один вызвал дух мёртвой вёльвы и вопросил её о судьбе Бальдра. Войти в изменённое состояние сознания можно различными путями. Но какой бы метод мы ни избрали, Кеназ поможет нам вспомнить приобретённый опыт после возвращения к нормальному состоянию.
Райдо символизирует путешествие, Эваз служит средством передвижения, Хагалаз обозначает Хель — конечную цель путешественника в подземный мир, а Кеназ олицетворяет внутреннее руководство при переходе от одной реальности к другой, от одного состояния сознания к другому. Эти четыре руны можно объединить в вязь, которая поможет вам в подобном путешествии.
Некоторые немецкие специалисты, в том числе Горслебен, утверждают, что с Кеназ связана богиня Фрейя. Понять, на каких основаниях они проводят такое соответствие, мне удалось далеко не сразу. Однако отдалённая связь с женскими мистериями у этой руны всё же есть: именно Фрейя обучила Одина сейду — разновидности ведовства, включающей в себя так называемую сексуальную магию. Мы уже видели, что идея обучения — часть символики Кеназ. Среднеанглийское слово cunt [грубое название женского полового органа. — Пер.] родственно современному cunning («уменье, ловкость, искусство»); не исключено, что оно гораздо древнее основного слоя среднеанглийской лексики и относится к древнему общегерманскому языку. Об этом свидетельствуют некоторые родственные слова и понятия. Альфред Каллир в книге «Знак и замысел» (Alfred Kallir. Sign and Design) пишет, что «…основной смысл руны Кен выражен в древнеанглийском cennan, имеющем два значения: ‘порождать’ и ‘делать очевидным’». В той же книге руна Кен уподобляется по форме женским половым органам, и всё это вместе взятое даёт дополнительную пищу для размышлений.
Толкование Галины Крассковой
Из книги: "Руны: теория и практика"
Традиционное значение: факел.
Древнеанглийская руническая поэма:
Cen byþ cwicera gehwam, cuþ on fyre
blac ond beorhtlic, byrneþ oftust
ðær hi æþelingas inne restaþ.Факел знаком всем живым —
светлое яркое пламя;
всегда он горит, где в палатах сидят князья.
Старонорвежская руническая поэма:
Kaun er barna bolvan;
bol gorver nán folvan.Язва — погибель детям;
по смерти бледнеет труп.
Исландская руническая поэма:
Kaun er barna böl
ok bardaga [för]ok holdfúa hús.
flagella konungr.Язва — детям погибель,
и больное место на теле,
и жилище гниенья.
Современная руническая поэма Э. Вонгвизит:
Ты, огонь откровений!
Ты, дарующий ясность!
Молот, бьющий и бьющий,
извлекающий суть железа,
облекающий душу стали
звонким телом, что ей созвучно,
ослепительно ярким, как ты,
нерушимым двуострым клинком!Ты поёшь свое имя
в созиданье всего, что не может
оставаться во тьме и забвенье,
что стремится на свет под руками
мастеров, озаренных тобою, —
неустанных искателей правды.Ибо правда — это расплав,
пылающий в горне твоем.
Правда — вздохи мехов,
раздувающих пламя твое.
Правда — меч необорный,
что сошел с наковальни твоей
и, во зло ли, во благо,
дожидается часа вступить в вожделенную битву.
Впечатления от руны
Кеназ дает нам возможность претворять замыслы в жизнь. Она превращает умозрительное в осязаемое. Это скорее свет, чем огонь, — спокойное, мягкое озарение на всех уровнях. Она выявляет правду и раскрывает суть любого кеннинга. Кеназ — символ вечного пламени духа. Это руна смекалки, а также сноровки мага и шамана (связанная, среди прочего, с искусством оборотничества). Это тепло гостеприимного, чисто прибранного и духовно значимого домашнего очага — символического средоточия дома. Это руна освящений, благословений и праздников, в том числе духовных. И это же — руна центрирования и здоровья. Она защищает от негативных энергий и освящает жилище, поскольку огонь по природе своей — очистительная стихия.
Кеназ — это руна воплощения идей в реальность. Творческий огонь, пробужденный руной Феху, в Кеназ вызревает и приносит плоды. Также это руна солнечного сплетения — энергетического центра воли. Она помогает очистить гнев от чувства горечи и направить его на разоблачение обманов и на выявление того, что нуждается в изменении. Кеназ связана с Сагой — богиней сказаний, ученичества, памяти, летописей и родословных. С этой руны хорошо начинать работу с предками (так же как и с руны Отила, хотя Кеназ по ощущению — более личная). Вследствие лингвистической связи со словом kin («родня») Кеназ также символизирует духовную связь с нашими предками — тот канал, по которому в наши души изливается их совокупная мудрость.
Кеназ — очень важная руна в шаманской работе любого рода. Это факел, искра сознания, освещающая нам путь во внутренней тьме. Это сокровенная искра божества в каждом из нас. Это знания, помогающие нам адекватно использовать информацию, полученную в шаманских путешествиях. Я толкую ее как руну высокого мастерства и терпеливой, тщательной и аккуратной работы. Кроме того, это руна учителей и наставников, руна божественного присутствия и пробуждения или воспламенения магической воли. Это руна взаимосвязей между всем сущим. Однажды я увидела ее в образе ока Одина, отданного в уплату за мудрость; и в этом качестве ее можно истолковать как ключ к ясному пониманию и осознанности на всех уровнях. Она дарует нам способность видеть суть, не обманываясь внешностью, а также укрепляет в нас волю к поискам знаний и опыта. Собственно, она сама и есть воля, поднявшаяся над мелочным стремлением к одним лишь материальным благам.
Кроме того, Кеназ связана с тотемами в обличьях животных, растений или камней. Она открывает нам возможность дотянуться достучаться и до них, учит работать с этими тотемами и общаться с ними уважительно. Кеназ гораздо теплее, чем Ансуз, но она тоже проясняет ум, помогая разобраться в спутанных чувствах. И наоборот, в перевернутом виде она может затуманить внутреннее зрение и перекрыть человеку доступ к магической работе и на астральный план.
В гадании Кеназ иногда выпадала мне как указание на личные отношения между людьми, но чаще дружеские, чем романтические. Также она может означать справедливое распределение обязанностей и серьезные отношения между учителем и учеником, основанные на честном взаимообмене. Иногда она указывает на возможности для развития и обучения, а иногда может предвещать духовное пробуждение.
Рано или поздно вы непременно найдете Кеназ в мире своей души — и, отыскав ее, поймете, что готовы защищать ее любой ценой. Если огонь Кеназ в человеке угас, это настоящая катастрофа — фактически, духовная смерть. Это очень личная и в высшей степени духовная руна. Все, что вы в нее вкладываете, абсолютно бесценно. Она управляет многими важнейшими, основополагающими компонентами жизни и духовного сознания. Она несет свет; без нее у нас не осталось бы ничего, кроме тьмы и отчаяния. Кеназ необходима каждому, потому что она ведет и направляет нас, подсказывает, куда нам идти и, что еще важнее, куда нам ходить не следует. В этом отношении она родственна Хеймдаллю, Стражу Асгарда. Она высвечивает правильные связи. Всякий раз, как вы сталкиваетесь с чем-то, что кажется исключительно важным для вашей души (и вызывает чувство, что «это правильно, и мне обязательно надо это сделать или изучить»), знайте, что вы встретились с Кеназ. Бывают люди с «хорошей» Кеназ и люди с «плохой» Кеназ — и трудно себе представить две категории людей, настолько друг с другом несхожих. Эта руна должна всегда гореть в нас чистым и сильным пламенем. Пренебрегать ею — смертельно опасно.
Боги и богини, связанные с руной Кеназ:
Один, Хеймдалль, Сага, Сив, Вёлунд.
Прочие ассоциации:
огонь, просветление, обучение, ученичество, родственные связи, факел, глаз Одина, топаз, цитрин, тигровый глаз, ладан, ракитник, табак, родство с богами.
Толкования Рейвена Кальдеры
1. Из статьи "Дети пустоты: руны как духовные союзники"
Кауназ/Кен: Кузнец
Кен предстал мне в образе кузнеца, работающего в своей кузнице. Он высок, силен и мускулист, с прямым и пронзительным взглядом, пятнами сажи на лице и зачесанной назад гривой длинных волос. У меня сложилось впечатление, что иногда он может принимать облик дверга, тем более что его излюбленное место — пещеры и кузни Нидавеллира. Но мне он предстал в совершенно человеческом обличье. Ритмично ударяя своим молотом по наковальне, он рассуждал об истине как огне, который плавит металл и выжигает все шлаки, и как молоте, которым Жизнь выковывает нас и делает нас сильнее. Он очень прямолинеен и чужд всякого светского лоска; он всегда говорит то, что думает, и с некоторым презрением относится к тем, кто привык плести кружева изящных словес. Иногда его речи причиняют настоящую боль, обжигая, как пламя, или ударяя молотом в самые чувствительные места, — и он не щадит никого. Кен вторгается в вашу жизнь с шумом и грохотом и делает то, что считает нужным; но после того, как он уйдет, воздух, по крайней мере, станет чище, даже если кого-нибудь особенно хрупкого придется потом долго откачивать. Когда общаешься с ним, нередко чувствуешь запах дыма и железа..
2. Из статьи "Путехождение с рунами"
Кауназ, или Кен, — Руна Огня и Руна Истины. Если вы начертите ее перед любым говорящим с вами существом, то, вероятно, начнете интуитивно чувствовать, говорит ли оно вам правду или лжет. Кроме того, с помощью Кен можно пометить как вешку костер, который вы развели сами, но от которого должны на какое-то время отойти (только, пожалуйста, не оставляйте костер вообще без присмотра: пусть за ним приглядывает ваш помощник!), или свечу, или факел. Также эта руна помогает разжечь огонь. Если вы пользуетесь каким-нибудь древним орудием для добывания огня — например, деревянной палочкой, палочкой с луком или кремнем и кресалом, — нарисуйте на них Кен. На палочку с луком добавьте руну Нит, а на обычную сверлильную палочку — руну Квеорт.
Кен чертится средним пальцем, сверху вниз. Ее цвет — красный.
Толкование Яна Фриза
Кен — загадочная руна. Ее символика во многом связана с огнем, но не древним огнем (Феху) и не солнечным пламенем (Сигиль), а огнем, как тот проявлен в мире людей. Древневерхненемецкое chien и древнеанглийское cen означают кусок дерева, который откалывали от полена и использовали как лучину. По сей день словом kienspan в немецком языке обозначают щепу соснового дерева, служащую для растопки, а сосновые шишки называют kienäpfel. Древнеисландский глагол kynda означал «разжигать (огонь)» (ср. английский глагол kindle с тем же значением).
Чтобы изготовить лучину, надо расщепить или расколоть (др.-англ. cinan) дерево, и сама форма этой руны — , K или — напоминает расщеп (др.-англ. cinu). В руническом манускрипте из монастыря Санкт-Галлен утверждается, что < одновременно и «отколота (от)» и «прилеплена (к)». В таком неоднозначном описании эта руна может толковаться двояко: форму можно интерпретировать как стену с «прилепленным» к ней факелом, а форму — как лучину, «отколотую» от полена. Упоминаемая в рунических поэмах «язва» жжет, как огонь. К индоевропейскому корню *kenk— («гореть») восходит современное английское hunger («голод»): чтобы продолжать гореть, пламя должно постоянно что-нибудь пожирать.
Кроме того, в рунических поэмах упоминаются болезнь и смерть. В некоторых строях футорка (например, в той же рукописи из Санкт-Галлена) помещается в конце первого ряда и выбивается из обычного порядка. Косвенным образом эта руна связана с немецким Kahn («лодка»), древнескандинавским kan («ладья, чаша») и древнеисландским gin,kin («нос корабля» или «зев», как в ginnungagap = «зияющий зев» пустоты, окружающей мироздание). Ладью часто использовали в обрядах погребения. Иногда над погребальной ладьей насыпали курган, а иногда ладью с телом покойного спускали на воду и поджигали, как в описании похорон Бальдра из «Старшей Эдды».
Некоторые авторы придают важное значение тому, что в одной из рунических поэм в связи с Кен упоминаются этелинги (представители знати), и связывают с понятием кровного родства (от др.-англ. cyn = «народ, племя, род»). Главы клана в древнеисландском языке обозначались словами konung («король») и kona («королева»). Надо полагать, люди, облеченные подобной ответственностью, — первые в очереди на раздачу язвы желудка. Другие авторы возводят к древнескандинавскому kuna, что значит «молодая девушка». Если рассматривать как стилизованное изображение расщепа, то символическая связь налицо; но существует и другая, не менее значимая форма этой руны — , вызывающая фаллические ассоциации. Обе эти формы связаны с огнем.
Жест руны:
Толкование Квельдульфа Гундарссона
Из книги "Тевтонская магия"
Звук в гальдре: keh-keh-keh (ке-ке-ке; звук «к» произносится мощно и твердо, но быстро сходит на нет, как звук колокола при резком ударе. Этот гальдра-звук не тянется, как звуки большинства других рун, но и не обрывается мгновенно, как звук Турисаз, а, скорее, быстро угасает естественным образом).
Буква: K, С (твердый звук).
он ясен и светел,
он обычно горит,
когда атлинги
отдыхают в палатах.
— Древнеанглийская руническая поэма
[Язва] — проклятье детей;человек бледнеет от горя.
— Старонорвежская руническая поэма
[Язва] — несчастье детей,и кара небес,
и жилище гниющей плоти.
— Древнеисландская руническая поэма
Знаю шестое, —
коль недруг корнями
вздумал вредить мне, —
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.
— «Речи Высокого», 151
Происхождение смысла Кеназ — одна из самых больших загадок во всей рунической системе. Два названия этой руны — «факел» и «язва, нарыв или опухоль», —на первый взгляд, никак между собой не связаны. Но не исключено, что разгадку этой мнимой дихотомии следует искать в изменениях погребальных обычаев в культуре древних германцев. В более древний период тело умершего помещали в открытую камеру внутри кургана и оставляли гнить до тех пор, пока плоть не начнет легко отделяться от костей, которые впоследствии (возможно) окончательно предавали земле [Davidson, H. R. Ellis. Pagan Scandinavia, p. 35]. Это и есть «жилище гниющей плоти», о котором говорится в древнеисландской рунической поэме. Древнеанглийская поэма была написана позже, когда обычаи изменились и для очищения костей от плоти стали использовать огонь, а не естественные процессы разложения. В обоих этих значениях Кеназ говорит о подготовке трупа к погребению в кургане. На эзотерическом уровне это подразумевает инициацию, проходящую внутри кургана, — инициацию, запечатленную в образе кузнеца, который расчленяет тело соискателя на куски и перековывает его кости. Альв-кузнец в роли посвятителя — весьма распространенный в германской мифологии персонаж. Слабые отголоски инициаций подобного рода обнаруживаются в песни о Вёлунде (Виланде), хотя избранный этим легендарным кузнецом способ возмездия хранит лишь самую туманную память о былой ритуальной функции посвятительного расчленения. Огненная инициация — это уже посвящение иного уровня, предназначенное для королей и шаманов. Отзвуки ее можно различить и в том же сказании о Вёлунде, и — более явственно — в эддических «Речах Гримнира», где Один, девять ночей терпящий пытку огнем, излагает в песнях ритуальные знания, тем самым и обретая новые силы, и возводя в королевское достоинство своего слушателя — юного Агнара, сына конунга.
Кеназ управляет древним искусством кузнеца и всеми знаниями, находящими практическое выражение в искусной работе. Ее действие — это очищение для последующего преображения, как свидетельствует о том строфа из «Речей Высокого»: при помощи этой руны энергия вредоносного заклинания, посланного врагом, обращается во зло самому врагу и во благо его жертве.
Инициация кузнеца/короля, по-видимому, предназначалась только для мужчин, однако подземными ритуалами правит украшенная ожерельями богиня земли, которая первоначально была известна под именем Нертус, а позднее стала Фрейей, «Госпожой». Эта богиня властвовала над силами смерти и плодородия, тесно связанными друг с другом, как пойдет о том речь позднее, в главе о руне Беркано. Руна Кеназ символизирует сексуальный огонь Фрейи (Феху), обретший форму благодаря искусству и знаниям кузнеца. Лучше всего связь этих понятий прослеживается в сюжете о том, как Фрейя приобрела свое ожерелье/пояс Брисингамен («сверкающее»), в котором сосредоточена большая часть ее силы. Увидев четырех карликов, ковавших это золотое ожерелье, Фрейя выкупила его у них за четыре ночи любви — иными словами, передала им в форме сексуальной энергии свою огненную мощь, благодаря которой кузнецы смогли довести свою работу до совершенства.
Итак, Кеназ — это сила Феху, подчиненная сознательной воле и направленная на созидание. Это руна уничтожения ради восстановления в преображенном виде. Ее можно использовать во всех актах художественного творчества, в которых замысел, или огонь, должен расплавить неочищенное золото земной материи и воссоздать его по образу и подобию этого замысла в земном бытии. В руках опытного мага Кеназ высвобождает дух для полета к источникам силы, как говорится о том в «Песни о Вёлунде» и в «Речах Гримнира».
Кеназ (зачастую в сочетании с другими рунами огня) используют для обретения власти над сексуальными энергиями. С ее помощью можно также направить эмоциональную силу на достижение определенной цели и на управление чувствами других людей.
Как руна, тесно связанная с наследственной царской властью и с курганом, где обитают предки, Кеназ полезна для проверки и пробуждения тех способностей, которые передались вам либо от кровных предков, либо от ваших же прошлых инкарнаций. О таком ее применении свидетельствует «Песнь о Хюндле», где Фрейя заставляет пещерную ведьму Хюндлу перечислить имена всех предков своего возлюбленного, Оттара, дабы тот обрел свое законное наследие. Кеназ — это источник яркой харизмы, горящей, подобно факелу, в истинном вожде [Thorsson, Edred. Runelore, p. 119]; это руна короля.
Как руна огня, горящего внутри кургана, Кеназ ассоциируется с драконом, или вирмом, — духом тайных, извилистых путей Вирда.
Вредоносная сторона Кеназ — уничтожение без восстановления или же неуправляемое созидание форм. Первое может проявляться как некроз тканей, второе — как раковая опухоль.
В ритуальной практике Кеназ — это факел или свеча, управляемый огонь, символизирующий волю витки во всех сферах, в которых тот работает.
В сочетании с другими рунами Кеназ помогает придать их силе требуемую форму и выбрать те проявления их сути, которые витки желает призвать в данный момент.
Из камней с Кеназ связаны кремень (из которого изготавливали древнейшие орудия труда и с помощью которого человек обрел власть над огнем), огненный агат и огненный опал (которые помогают управлять сексуальной энергией и усиливают творческие способности), а также дымчатый кварц, хорошо сочетающийся и с руной Эйваз.
Толкование Кеназа Филана
Из заметок в блоге
В зависимости от того, к какой из рунических поэм вы обратитесь, представления об этой руне у вас сложатся самые разные. Наиболее распространенная на сегодняшний день интерпретация основывается на древнеанглийской поэме, в которой Кеназ описывается как «факел», «ясный и светлый» огонь, несущий свет всем, кто сидит в палатах. Но в норвежской и исландской поэмах эта руна трактуется как «язва» и связывается со смертью. Иными словами, в одном толковании Кеназ означает свет и просветление, а в другом — болезнь и гибель. Как оно часто бывает, в этом парадоксе скрываются великие тайны — и великие силы для тех, кто сможет примирить эти мнимые противоположности.
Не случайно посвятительные ритуалы зачастую включают в себя церемониальную смерть и возрождение. Превращение из чужака в посвященного подразумевает глубокие перемены как во внутренней, так и во внешней жизни соискателя. Посвящение само по себе не открывает доступа к Таинствам: оно дает лишь членство в определенной социальной группе, сопряженное с новыми правами и обязанностями. Но все же посвящение может изменить человека до неузнаваемости, и эти перемены подчас оказываются травматическими. При инициации, знаменующей переход от ребенка к взрослому, человек оставляет позади весь детский образ жизни, в котором были не только свои горести, но и свои радости. Кеназ напоминает нам о том, что за мудрость надо платить и что огонь не горит без топлива.
Погасить огонь Кеназ нелегко: если вы попытаетесь сдерживать его, он все равно будет рваться наружу и, в конце концов, прожжет себе путь к свободе, подобно язве, разъедающей кожу. Те, кому довелось пережить «шаманскую болезнь» (глубокие психические и физические изменения, иногда происходящие со служителями богов, когда последние пытаются лучше приспособить своих избранников к выполнению их долга), знают по собственному опыту, насколько мучительным может быть процесс просветления. Язвы, с которыми ассоциировали Кеназ норвежские и исландские поэты, также отмечали своих обладателей как людей особого сорта — не как бессердечных и опасных магов, но как прокаженных, которых все чурались и гнали прочь от человеческого жилья. Мудрость не всегда идет на пользу самим мудрецам, а тому, кто думает иначе, стоит прочитать классический рассказ Герберта Уэллса «Страна слепых».
Но если научиться давать огню Кеназ управляемый выход, он может превратиться в пламя вдохновения. Кеназ связана с кузнечным делом, с преображением руды в оружие, доспехи и произведения искусства. Кроме того, огонь этой руны может очищать, прижигать раны и выжигать всю грязь. Как в христианской легенде о нисхождении Святого Духа в образе языков огня, Кеназ может воспламенить вас духовным рвением. Если вас одолела апатия или чувство, что вы утратили «огонек» в своей работе или в личных отношениях, Кеназ может раздуть старые угли и вернуть былую страсть. Это не ослепительное мистическое вдохновение Вуньо: Кеназ — гораздо более практичная руна. Она лишь выводит из тьмы или подсказывает изящное решение проблемы; пути богов ее интересуют меньше, чем наши земные пути.
Но несмотря на это (и вот еще один парадокс!) Кеназ тесно связана с Божественным. Это тот творческий огонь, который украл с небес и принес смертным титан Прометей; это точка встречи Духа с Материей — встречи, подобной столкновению Огня и Льда, породившему Девять миров в скандинавской мифологии. Кеназ делает мирское святым, а священное — полезным. Это та искра божественности, которая горит в каждом из нас; это свет, напоминающий нам, откуда мы пришли и куда мы идем; это пламя, которое мы питаем собственным телом и собственной жизнью. Это огонь, выжигающий из нас все шлаки и тем возвышающий нас; это свет, озаряющий истину и освящающий то, что прежде было обыденным и профанным.
Стихотворение Ребекки Бьюкенен
Я — вечное горнило возрожденья,
я — пламени сиянье,
я — творец,
я —
свет сердец,
преображенье тел,
очаг, алтарь и тигель освященья.
Перевод с англ. Анны Блейз