Глава 6. Заклинания и амулеты из "Греческих магических папирусов"

Sorita d'Este & David Rankine (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Заклинания, чары и амулеты пользовались большой популярностью в древнем мире. Как сами амулеты, так и инструкции по их изготовлению и применению помогают составить достаточно подробное представление об античной магии и об отдельных божествах и духовных сущностях, упоминающихся в тех или иных заклинаниях.

Изображение Гекаты, как правило, трехликой или трехтелой, встречается на многих резных геммах и прочих амулетах в сочетании с иудейскими божественными именами. Один из самых впечатляющих бронзовых амулетов Гекаты был найден в Остии (Италия): на одной его стороне изображена эта богиня с факелами, кинжалами и бичами, а на другой — царь Соломон, призывающий демонов.

В «Греческих магических папирусах» Геката упоминается чаще всех прочих богинь. Иногда ее имя соседствует с именами богинь, сливавшихся с ней в единое синкретическое божество, — таких, как Селена, Артемида, Персефона и Эрешкигаль. К упоминаниям Гекаты в «Греческих магических папирусах» мы будем обращаться по мере необходимости на протяжении всей книги, но в этой главе разберем два примера подробно, чтобы читатель получил представление о масштабах влияния, приписывавшегося этой богине.

 

Перечень заклинаний из «Греческих магических папирусов»

Для читателей, которые пожелают самостоятельно изучить упоминания о Гекате в «Греческих магических папирусах», приведем перечень всех магических операций, в которых фигурирует ее имя. В этот список включены также примеры свинцовых табличек с заклинаниями, упоминающими Гекату.

Папирус

Цель операции

Другие божества, упомянутые в тексте

Примечания

PGM III.1—64

Лишить сил возницу на колесничных бегах (при помощи духа кошки, убитой ритуальным способом)

Гермес и составное божество Гермеката

Это заклинание сродни дефиксиону; в нем используются свинцовые пластины

PGM IV.1390—1495

Чары, призванные пробудить любовное влечение к оператору (при помощи духов героев, гладиаторов или иных людей, погибших насильственной смертью)

Анубис, Эрешкигаль, Гермес, Исида, Персефона, Плутон, Зевс

Также используются древнееврейские божественные имена

PGM IV.2006—2125

Чары, помогающие оператору обрести желаемый объект (применение не ограничивается любовной или сексуальной сферой)

Осирис

Изображение трехтелой Гекаты с коровой, девой и песьими головами

PGM IV.2241—2358

Чары ущербной луны

Гермес, Мена, архангел Михаэль, Осирис, Персефона (Кора)

Присутствует длинная последовательность voces magicae

PGM IV.2441—2621

Чары, пробуждающие  влечение, насылающие болезни и смерть, посылающие сновидения божественные откровения

Афродита, Артемида, Эрешкигаль, Гермес, Персефона, Селена

Три отдельных принуждающих заклинания с voces magicae

PGM IV.2622—2707

Чары, пробуждающие влечение, посылающие сновидения, причиняющие болезнь, устраняющие врагов и дарующие защиту

Селена

Резное изображение Гекаты на магнетитовом сердце

PGM IV.2708—2784

Любовные чары, пробуждающие влечение к оператору

Артемида, Эрешкигаль, Персефона (Кора), Селена

Подношение в глиняной жаровне на крыше высокого дома в 13-й или 14-й день лунного месяца

PGM IV.2785—2890

Молитва Селене для любой магической операции

Артемида, Мена, Персефона, Селена

Амулет из магнита с изображением трехтелой Гекаты с псом, рогатой девой и козлиными головами

PGM IV.2943—2966

Любовные чары для пробуждения влечения наяву

 

Изготовить фигурку собаки с глазами нетопыря и оставить на перекрестке дорог

PGM VII.686—702

Заклинание Медведицы

Артемида

Используется пять эфесских письмен

PGM VII.756—794

Молитва

Мена

Содержит перечень знаков и символов

PGM VII.862—918

Лунные чары Клавдиана

Эрешкигаль, Селена

Используются имена двенадцати ангелов часов

PGM XXXVI.187—210

Любовные чары для пробуждения влечения

 

Используются еврейские божественные имена и квадрат с греческими гласными

PGM LXX.4—25

Чары Гекаты Эрешкигаль против страха перед наказанием

Эрешкигаль

Используются первые два из эфесских письмен

PGM CXIV.1—14

Чары против эпилепсии

 

Сохранились лишь во фрагментах

PGM CXXIII.a—f

Целебные чары

Тот (псоглавый павиан)

Используются еврейские божественные имена и имена ангелов

Фаласарна (Крит), ок. IV в. до н.э.

Защитные чары

Аполлон, Геракл, Ника, Зевс

Сохранились лишь во фрагментах; используются эфесские письмена

Египет, ок. II—III вв. н.э. («Supplementum Magicum», 49)

Любовные чары

Эон, Афродита, Артемида, Никта, Эреб, Персефона

Сохранились лишь во фрагментах; включают перечень знаков и символов

 

Символы из «Греческих магических папирусов»

В нескольких заклинаниях из «Греческих магических папирусов» приводятся перечни знаков и символов для воззвания к Гекате. Ниже приводится таблица, на основании которой можно сделать выводы о том, насколько часто использовались подобные символы. В таблицу включены также символы и знаки из магического папируса того же периода, входящего в «Supplementum Magicum», 49.

 

Таблица символов, используемых в чарах и заклинаниях, связанных с Гекатой

Символический предмет

PGM IV.2334—2338

PGM VII.780—785

PGM LXX.4—25

«Supplementum Magicum», 49

Дева

 

х

х

 

Черный пес

х

х

х

х

Змея

 

 

х

х

Гирлянда или венок

 

х

х

 

Ключ

х

х

х

х

Жезл, жезл вестника

х

х

х

х

Золотая сандалия

 

 

х

х

Бронзовая сандалия

х

 

 

х

 

«Заклинание Медведицы»

Тон этого заклинания напоминает о роли Гекаты в «Халдейских оракулах», где она предстает как Мировая Душа и исполнительница божественных велений. «Заклинание Медведицы» обращено одновременно и к Гекате, и к Артемиде. В нем обнаруживается много эпитетов Артемиды, таких как «лучшая из охотниц», «оленеубийца», «Бычья». Однако присутствуют и имена Бримо и Баубо, связанные с Гекатой, а также эпитет «сокрушительница земли», напоминающий один из титулов Гекаты — Nexichton («раскалывающая землю»), и одно из эфесских письмен — Damnameneia:

О Медведица, Медведица, ты властвуешь над небесами, над звездами и вселенной; ты вращаешь ось; силою и принужденьем ты правишь всем зданием мира! Я взываю к тебе, заклиная и умоляя: исполни то-то и то-то, ибо я могу воззвать к тебе священными именами, от коих возрадуется божество твое, именами, коим ты не сможешь не внять: Бримо, сокрушительница земли, лучшая из охотниц, Баубо, L …… I Aumor Amor Amor …… Iea оленеубийца Amam[amar] Aphrou …… Ма, царица вселенной, царица желаний, Амама, владелица мягкого ложа, Дарданская дева, всезрящая, ночная бегунья, побивающая мужей, усмиряющая мужей, призывающая мужей, побеждающая мужей, Лихрисса, Фаэсса, о воздушная, о сильная, о песня и танец, стражница, лазутчица, услада, защитница, алмаз, адамант, о Дамнаменейя Брексерикандара, всевышняя, Бычья, неизреченная, огненнотелая, светодающая, вооруженная острым оружьем! Исполни то-то и то-то!

 

Чары Гекаты Эрешкигаль

Эти чары предназначены для трех различных целей: 1) для защиты в подземном мире, 2) для получения ответа на вопрос во сне и 3) для того, чтобы наслать на другого человека бессонницу. Стоит отметить, что первая последовательность voces magicae в этих заклинаниях начинается с первых двух эфесских письмен.

Сами заклинания открываются заявлением о том, что они не могут причинить никакого вреда оператору, который отождествляется с Эрешкигаль (и, следовательно, символически приобретает женский пол) и, в то же время, держит ее за большие пальцы. Последний жест в античности носил апотропеический (отвращающий зло) характер.

Затем оператору дается совет: если к нему приблизится враждебное существо (то есть, рассуждая логически, кто-то из обитателей подземного мира), то следует взяться за правую пятку (еще один апотропеический жест) и зачитать перечень символов Гекаты, который отгонит злого духа. В перечень входят имя Эрешкигаль, дева, собака, змея, венок, ключ, жезл вестника и золотая сандалия Владычицы Тартара (см. выше таблицу для сравнения с другими подобными списками).

После этого оператор произносит последовательность voces magicae и, сделав нижеследующее заявление на перекрестке, поворачивается и бежит прочь (стандартная практика на тот случай, если вы просите Гекату о помощи, но не желаете встречаться к ней лицом к лицу):

Askei Kataskei Eron Oreon Ior Mega Samnyer Baui (3 раза) Phobantia Semne, я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное.

Если произнести это заклинание поздно ночью, то во сне придет ответ на заданный вопрос. Если же человеку грозит скорая смерть, то его можно спасти, прочитав этот текст и одновременно разбрасывая кунжутные семена. В заключительную часть заклинания входит еще одна последовательность voces magicae:

Phorba, Phorba, Brimo Azziebya.

Далее оператору предписывается испечь лепешку из отрубей наилучшего сорта, сандалового дерева и острого уксуса. На этой лепешке следует вырезать имя человека и обращенную к богине просьбу лишить его сна.

Перевод с англ. Анны Блейз